Фабиано Каруана в партии заключительного тура не возражает против ничьей. Фото со страницы Saint Louis Chess Club в Flickr
На финише двух крупнейших шахматных событий этой недели – чемпионата США и очередного сетевого турнира чемпионской серии – произошли, если так можно выразиться, разнонаправленные события. Первый из них достаточно уверенно выиграл Фабиано Каруана, еще на старте ушедший в отрыв, а затем заметно сбавивший темп, что поставило под угрозу его безоговорочное лидерство и едва не закончилось перебоем в быстрые шахматы.
Выйдя после 7-го тура на рубеж «+4» и внутренне переориентировав себя на исключение какого бы то ни было риска, главный фаворит турнира не слишком сомневался в уместности такой стратегии, так как, учитывая крайне неуверенную игру всех прочих рейтинг-фаворитов на старте, было невозможно представить, будто бы кто-либо из участников супертурнира настигнет лидера, набрав в итоге 8,5 очка из 13 возможных.
Пожалуй, самое любопытное в этом плане произошло в последнем туре, в котором Каруана играл белыми с Левоном Ароняном – очень сильным гроссмейстером, у которого, однако, в этом соревновании откровенно не шла игра. Тем не менее, столкнувшись со вполне ожидаемой попыткой соперника разыграть берлинский вариант испанской партии, Фабиано избрал самое неамбициозное продолжение и, по сути дела, форсировал ничью. С чисто спортивной точки зрения это означало, что он вручил свою чемпионскую судьбу Джеффри Шонгу, игравшему за столиком по соседству черными с отстававшим от Каруаны всего на пол-очка Рэем Робсоном – единственным конкурентом лидера.
Случившееся невольно напомнило авторам решение Тиграна Петросяна, быстро закончившего вничью белыми последнюю партию турнира претендентов 1962 года, проходившего на тропическом острове Кюрасао, с аутсайдером Мирославом Филиппом, что хотя бы теоретически позволяло Паулю Кересу догнать лидера. Правда, соперником Кереса был тогда хотя и достаточно молодой, но уже почти легендарный Бобби Фишер…
Любопытно, что задним числом неоднозначное решение Петросяна было признано многими журналистами едва ли не гениальным, так как в конечном счете принесло ему победу в турнире и выход на титульный поединок с Михаилом Ботвинником.
Конечно, для Каруаны ставки в Сент-Луисе были несравнимо ниже – ведь в случае победы Рэя Робсона он рисковал лишь необходимостью сыграть с ним тай-брейк, в котором имел неплохие шансы на успех. И где-то в середине заключительного тура стало казаться, что именно этот вариант наиболее вероятен. Ведь хотя долгое время позиция в этой партии и оставалась примерно равной, но перед контролем времени на 40-м ходу Шонг сильно намудрил, и если бы ферзь белых отступил не на поле b1, а на а1, то черным пришлось бы нелегко.
А вот после принятого Робсоном ошибочного решения уже его соперник получил прекрасные шансы выиграть партию, догнать оппонента и поделить с ним второе место в турнире. Однако все в этом поединке закончилось миром, после чего настала пора поздравлять Каруану с очередной победой на чемпионате США, а Робсона – с серебряной медалью.
Куда драматичнее и отчасти трагикомичнее завершалась борьба на женском чемпионате этой страны. В предпоследнем туре единоличный лидер Дженифер Ю встречалась с многократной чемпионкой США Ириной Круш, отстававшей от нее на пол-очка. Долгое время шла тягучая борьба с примерно равными шансами сторон, однако в ответ на серьезную ошибку Ирины, допущенную на 29-м ходу, Дженифер (в позиции с очевидным преимуществом) отреагировала «выигрывающей» жертвой слона, которая обернулась пшиком и почти немедленным проигрышем партии.
После этого соперницы словно бы поменялись местами, и для того, чтобы в очередной раз выиграть национальный чемпионат, Круш было достаточно обыграть в последнем туре белыми Анну Затонских – свою в недавнем прошлом основную конкурентку. Однако, добившись очень хорошей позиции, Ирина промедлила и упустила выигрыш, после чего двум победительницам предстояло – в ночь с четверга на пятницу по европейскому времени – поспорить за чемпионское звание на тай-брейке в быстрые шахматы.
Не менее драматично проходила борьба на сетевом турнире Aimchess Rapid, в котором соперники сражаются друг с другом дистанционно, сидя у себя дома за экранами ноутбуков. При этом помимо достаточно жесткого «быстрого» контроля времени на предварительной части соревнования применялся еще и футбольный зачет очков: три за победу и только одно за ничью. Поначалу лидерство захватил ташкентец Нодирбек Абдусатторов – действующий чемпион мира по быстрым шахматам. Однако в третий игровой день всех обошел поляк Ян-Кфиштоф Дуда, который и выиграл в итоге предварительный отбор. Пикантность ситуации состояла в том, что чемпион мира Магнус Карлсен хотя и пробился в восьмерку победителей, выходящих в четвертьфинал, но добился этого, заняв в отборе лишь пятое место. Впрочем, все по привычке продолжали считать Магнуса главным фаворитом, что он и подтвердил, обыграв одного из своих недавних обидчиков – Аржуна Эригайси из Индии – с крупным счетом 2,5:0,5.
Но в полуфинале Дуда доказал, что его победа в отборе отнюдь не случайна. Выиграв вторую и четвертую партии, он смог сокрушить Карлсена со счетом 3:1! Конечно, такой счет как будто бы свидетельствует о явном преимуществе польского гроссмейстера, однако справедливости ради стоит отметить, что в решающей и, по сути дела, предрешившей исход матча второй партии все могло сложиться совсем иначе, поскольку и инициатива, и преимущество несколько раз переходили из рук в руки.
Соперником Дуды по финальному поединку оказался бакинец Шахрияр Мамедьяров, обыгравший на тай-брейке Рихарда Раппорта, который сменил недавно свое венгерское спортивное гражданство на румынское. Напоминаем также, что финальные сражения чемпионской серии состоят не из одного, а из двух матчей. При этом в случае обмена ударами (независимо от счета в каждом мини-матче) проводится блицевая переигровка, а если потребуется, то и так называемый армагеддон.