Президент ФИДЕ Аркадий Дворкович делает символический первый ход в решающей партии последнего тура между Александрой Костенюк и Катериной Лагно. Фото с сайта www.womengrandprix.fide.com
Успевший уже изрядно поднадоесть мировому шахматному сообществу «читерский скандал» оставляет всё новые и новые круги на воде. Мы трижды останавливались на различных аспектах этого события, начавшегося на кубке Синкфилда и продолжившегося затем на сетевом турнире Julius Baer Generation Cup, в начале которого Магнус Карлсен, встречаясь с Хансом Ниманном, демонстративно сдал партию, сделав в ней лишь один ход. Таким образом чемпион мира подчеркнул свою непримиримую позицию, дав понять всем, что он абсолютно убежден в неспортивном поведении молодого американца, якобы использовавшего в Сент-Луисе – в партии с ним – нелегальную компьютерную помощь.
При этом адресатам чемпиона, то есть всем высококвалифицированным шахматистам, было очевидно, что, сидя дома и играя дистанционно в Сети, организовать ту или иную мошенническую схему технически не слишком сложно, тогда как сделать то же самое или хотя бы чуточку сжульничать, выступая на очном супертурнире, практически невозможно. Однако падкие до пикантной сенсационности детективы от шахмат попытались доказать, что хотя бы теоретически существует схема, при использовании которой можно преодолеть как сканирующий досмотр на входе в игровую зону, так и подавление в ней высокочастотной радиосвязи, полностью заглушающей и обычную сотовую связь, и работу всех видов используемых в наше время раций. По мнению этих аналитиков, для решения проблемы достаточно использовать некую имеющуюся в открытой продаже и спрятанную в теле потенциального читера секс-игрушку с низкочастотным дистанционным приводом, а информацию передавать с помощью той или иной модификации азбуки Морзе.
Это «научное открытие», о состоятельности которого мы не беремся судить, подняло мощную волну и породило ехидный поток обсуждений в социальных сетях, некоторые из которых Ханс Ниманн не без основания счел для себя оскорбительными, подчеркнув, что никогда не был склонен ни к каким сексуальным извращениям. А поскольку даже намека на юридически значимые основания для обвинений в адрес юного американца ни у кого не было, речь шла исключительно о не красящих нашу игру домыслах и спекуляциях, свое веское слово решила сказать ФИДЕ. Ступив на столь зыбкую почву, президент Международной шахматной федерации Аркадий Дворкович проявил максимальную дипломатичность, напомнив, что Магнус Карлсен – блистательный чемпион, который на протяжении многих лет является лицом шахмат, всемерно способствуя их развитию и популяризации во всем мире. Поэтому тот скандал, который начался на кубке Синкфилда и продолжился на Julius Baer Generation Cup, нанес и продолжает наносить мировым шахматам огромный ущерб. После чего, избегая каких-либо оценок личностного характера, Дворкович напомнил, что ФИДЕ уже давно уделяет проблеме читерства первостепенное внимание, делала и будет продолжать делать (в кооперации с ведущими шахматными сайтами и специалистами высшего уровня) все необходимое, чтобы решить эту серьезнейшую проблему и в идеале полностью справиться с ней.
В непростом положении оказались и ведущие гроссмейстеры, прекрасно понимавшие, что даже при наличии вполне определенной внутренней позиции (которой, как нам кажется, у большинства из них из-за отсутствия достоверной информации попросту нет) высказываться следует крайне осторожно. На сторону Магнуса Карлсена вполне однозначно встал лишь Хикару Накамура, а Ян Непомнящий сообщил, что Ханс Ниманн – единственный представитель мировой шахматной элиты, в отношении которого у него иногда возникали некоторые подозрения. Которые, добавим от себя, на хлеб не намажешь…
Тем временем в этот четверг в столице Казахстана завершился первый этап женского Гран-при, собравший целое созвездие очень сильных шахматисток. На старте удачнее всех выступали вице-чемпионка мира Александра Горячкина и девятнадцатилетняя китаянка Чжу Цзиньэр, на пол-очка от которых отставали восемнадцатилетняя хозяйка поля Бибисара Асаубаева и многоопытная Катерина Лагно. Однако к восьмому туру ситуация несколько изменилась и оформилось трио лидеров, заметно оторвавшихся от ближайших преследовательниц. Именно в этот момент китайской шахматистке предстояло держать сложнейший экзамен, встречаясь сначала с Горячкиной, а затем и с Лагно.
Имея белые фигуры, Александра не поставила перед Чжу серьезных дебютных проблем, однако на 24-м и 25-м ходах китаянка по непонятной причине решила во что бы то ни стало добиться размена слонов, что тут же превратило примерно равную и очень крепкую позицию черных в совершенно безнадежную. Выиграла в восьмом туре и Лагно, победив белыми немку Элизабет Пётч. Зато следующая партия Катерины, в которой она сражалась с Цзиньэр, выдалась поистине фантасмогоричной.
Удивил уже дебютный выбор нашей шахматистки. В достаточно модном варианте сицилианской защиты она на 8-м ходу избрала редкое продолжение, после которого белые – при условии безупречной игры со своей стороны – получают неплохие шансы на атаку. Поначалу китаянка действовала точно. Трудно сказать, до какого момента она следовала своей домашней заготовке, а когда начала творить в режиме реального времени. Так или иначе, но к 24-му ходу позиция упростилась, оставаясь хотя и весьма сложной, но примерно равной. И тут соперницы начали ошибаться. Первой допустила просчет российская шахматистка. Впрочем, путь к успеху пролегал для белых через целую серию тонких тактических решений, которые при беглом взгляде на позицию отнюдь не бросаются в глаза. Неудивительно, что Чжу Цзиньэр избрала иной – куда более естественный путь, вернувший положение на доске в состояние динамического равновесия. А четыре хода спустя она подставилась сама, но Лагно также не воспользовалась возможностью почти сразу же выиграть партию, вместо чего, как говорят шахматисты, «амнистировала» соперницу. Однако китаянка продолжала держать своего слона под ударом, и после того, как этот слон был взят, партия продолжалась всего лишь три хода.
Одержав победу в этом важнейшем поединке, Лагно вырвалась вперед, опережая Горячкину на пол-очка. Две заключительные партии против Жансаи Абдумалик и Александры Костенюк она без особых приключений завершила вничью, но этого вполне хватило для победы в турнире, так как единственная конкурентка лидера также не преуспела в поединках двух последних туров.