Веселин Топалов и Виши Ананд после драматической развязки поединка. Фото Леннарта Оотса
В норвежском Ставангере стартовал очередной – уже 10-й по счету – супертурнир Norway Chess. По понятной причине в нем, как и во все предыдущие годы, принимает участие чемпион мира Магнус Карлсен. А главной фишкой этого соревнования на протяжении многих лет является стремление организаторов экспериментировать как с контролем времени, так и с используемой на турнире системой начисления очков. Более конкретно: в каждой «основной» партии (а есть и «неосновные») вы располагаете двумя часами основного временного капитала (это вроде бы совсем немало), к которым добавляется не по 30, как обычно, а только по 10 бонусных секунд после каждого сделанного хода, да и то начиная лишь с 41-го. Иными словами, первые 40 ходов шахматисты словно бы играют в классику, после чего мгновенно переходят в режим рапида, который по-русски принято называть быстрыми шахматами.
В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно хорошо известное психологическое обстоятельство, суть которого состоит в том, что большинство гроссмейстеров, приученных многолетней практикой к определенному ритму игры, не могут быстро перестроиться и действовать в соответствии с существенно иными реалиями шахматного бытия. В результате некоторые из них, руководствуясь привычными рефлексами, попадают в страшные цейтноты, из которых практически невозможно выбраться без потерь.
Еще одна особенность Norway Chess состоит в весьма экзотической системе начисления очков. Так, за победу в основной «медленной» партии вы получаете (как и в футболе) полноценные три очка, тогда как при ничьей – наравне с соперником – лишь по одному, к которому можете добавить еще половинку очка, если добьетесь успеха в дополнительной блицпартии – так называемом армагеддоне. В этом поединке белые, имея 10 минут против 7 у противника, обязаны непременно выигрывать, так как, согласно правилам, ничья для них равносильна поражению, а для черных – победе. Впрочем, при таком соотношении времени играть армагеддон (судя по статистике первых туров) выгоднее как раз белыми, но в любом случае куда лучше не доводить до него дело, одерживая победу без столь нервозного и непредсказуемого тай-брейка.
…Первый тур соревнования проходил не слишком зрелищно, а чистых побед, принесших по три очка, удалось добиться лишь экс-чемпиону мира Виши Ананду, который смог обыграть Максима Вашье-Лаграва, а также Уэсли Со, сокрушившего Теймура Раджабова. Любопытно, кстати, что Теймур стал единственным участником турнира претендентов, рискнувшим накануне столь важного для себя соревнования ввязаться в борьбу на другом, почти столь же сильном турнире. Ведь вполне естественное желание обрести наигранность, загодя войдя в жесткий соревновательный режим, вряд ли может оправдать то огромное утомление, которое эта «предстартовая подготовка» породит. А более чем логичное стремление не светить на этом «тренировочном турнире» свои дебютные заготовки обречет вас на игру в неполную силу, почти неизбежным следствием чего станет невысокий спортивный результат.
И действительно, первые партии Раджабова на Norway Chess 2022 выдались не слишком впечатляющими, а главными возмутителями спокойствия оказались на старте Виши Ананд и Уэсли Со. При этом американскому гроссмейстеру удалось обыграть во втором туре самого чемпиона мира. Впрочем, случилось это не в основной партии, завершившейся скучноватой ничьей после практически безошибочной, но не слишком зрелищной борьбы, а в армагеддоне. Игравший белыми Со не поставил перед грозным соперником особо сложных проблем в дебюте, хотя такое впечатление и могло сложиться вследствие сильной игры Карлсена. Однако Магнусу пришлось при этом взять на себя повышенные обязательства, а более конкретно – придать борьбе весьма сложный характер, сыграв, как принято говорить, на перехват. Но такая стратегия (возможно, в этом и состоял замысел Со) вошла в противоречие с чисто спортивными аспектами сложившейся ситуации. Ведь в армагеддоне, в котором черные имеют всего 7 минут против 10 у соперника, их вполне устраивает ничья, а тут они вдруг начинают сами осложнять борьбу…
Несколько раз преимущество в этой драматической партии переходило из рук в руки, однако на 42-м ходу, располагая всего лишь 19 секундами на все оставшиеся ходы, Карлсен увел черного ферзя на поле с5, оставив своего короля практически беззащитным. Реакция экс-филиппинца оказалась безупречной – и уже через несколько ходов все было кончено.
Эта победа позволила Со обыграть своего соперника с очень непривычным для глаз болельщиков счетом 1,5:1,0 и выйти на второе место вслед за Виши Анандом, который выиграл в основное время вторую партию подряд – на этот раз у Веселина Топалова. Можно сказать, что в этом поединке болгарский гроссмейстер перехитрил сам себя, упорно пытаясь играть на выигрыш позицию с лишней пешкой, за которую черные имели полную компенсацию. Кончилось дело тем, что, потратив на тщетные поиски ускользающей птицы удачи последние минуты, Веселин сначала свою лишнюю пешку потерял, а затем – уже в худшей, но все еще вполне защитимой позиции просрочил время.
На третье место после двух туров вышел голландец Аниш Гири, выиграв сначала белыми армагеддон у Веселина Топалова, а затем устояв в аналогичном перебое черными против Ван Хяо. Не слишком впечатлил местных болельщиков старт их любимца Магнуса Карлсена, но, даже деля 4–5-е места с бакинцем Шахрияром Мамедьяровым, чемпион мира сохранил неплохие возможности для борьбы за первое место. Для этого ему может оказаться вполне достаточно двух-трех побед «в основное время». Ведь по состоянию на четверг гроссмейстерам до конца соревнования предстоит сыграть еще целых семь туров…