На фото Дмитрий Андрейкин. Фотография Марка Лившица/FIDE.
Как мы отмечали неделю назад, судьбоносные события, охватившие мир в конце февраля, отразились в том числе и на шахматах, буквально перевернув их прежний, казавшийся невероятно стабильным уклад. Эти потрясения коснулись и судеб шахматистов, и, что не менее важно, неразрывно связанного с ними графика важнейших соревнований.
Если же говорить о российских гроссмейстерах в персональном качестве, то Международная шахматная федерация предложила им достаточно мягкий компромиссный вариант: выступать отныне на официальных турнирах не под своим национальным, а под нейтральным флагом ФИДЕ. И именно такой возможностью воспользовались пятеро наших участников второго этапа Гран-при, который завершится в ближайшие выходные в Белграде.
Впрочем, пока трудно сказать, не возникнет ли каких-либо проблем с участием россиян в третьем, заключительном турнире этого многоборья, который должен начаться уже 21 марта в Берлине, однако, похоже, чисто логистические проблемы, связанные с закрытием неба Европы для российских авиакомпаний, непреодолимым барьером для них не станут. Правда, в отличие от Белграда, куда можно долететь из Москвы прямыми рейсами сербских авиалиний, путь в столицу Германии выльется для наших гроссмейстеров в куда более сложное и извилистое путешествие.
Если же говорить о безусловных потерях, которые понесли шахматы в эти мартовские дни, то в первую очередь нужно отметить срыв очень интересного и важного соревнования – командного чемпионата мира, который планировалось провести в апреле в Израиле. Напомним, что, согласно регламенту, в этом турнире принимают участие лишь 12 сборных, что автоматически делает его не только элитным, но и совершенно не похожим на другие командные форумы, в частности на Всемирные шахматные олимпиады. Причем весьма символично, что мужская сборная России является сейчас действующим чемпионом мира, а команда Украины – чемпионом Европы.
Не вполне ясным может оказаться и вопрос с составом турнира претендентов, две последние путевки на который разыгрываются сейчас на турнирах серии Гран-при. Дело в том, что два известных гроссмейстера – Сергей Карякин и Сергей Шипов решительно высказались в социальных сетях в поддержку начатой 24 февраля спецоперации Вооруженных сил России, после чего их заявления был переданы на рассмотрение комиссии ФИДЕ по этике. Не станем ставить точки над i, но нельзя исключить и того, что место Карякина на грядущем претендентском форуме может по итогам этого рассмотрения оказаться вакантным, что, на наш взгляд, существенно подорвет легитимность всего отбора будущего соперника чемпиона мира Магнуса Карлсена…
…Тем временем второй этап Гран-при ФИДЕ вышел на финишную прямую. Борьба за победу в каждой из четырех групп имела, если так можно выразиться, свое неповторимое лицо, а наиболее драматичными оказались события последнего тура в группе А, в которой выступали сразу два наших шахматиста – Дмитрий Андрейкин и Александр Грищук. Правда, опытнейший Грищук еще в первом круге потерял какие-либо шансы на первое место (а лишь оно открывало дорогу в полуфинал), зато Андрейкин захватил лидерство, деля его с американцем Сэмом Шенклендом.
В заключительном туре предварительного турнира Дмитрий встречался с французом Этьеном Бакро и в случае своей победы занимал первое место, при ничьей делил его с Шенклендом, что приводило к проведению между ними тай-брейка в быстрые шахматы, а в случае выигрыша Бакро уже француз выходил на такой перебой за первое место. Столь замысловатая ситуация обусловила во многом и действия сторон. Поначалу некоторого преимущества добился Андрейкин, на 24-м ходу он решительно пошел вперед, а еще ходом позже, располагая неплохой альтернативой, предложил сопернику очень заманчивую жертву ферзя за ладью и коня, которая обеспечила белым фигурам почти полное доминирование на доске. Стало ясно что Дмитрий готов пойти на значительный риск, чтобы избежать тай-брейка.
Похоже, его замысел был совсем неплох, и если бы на 30-м ходу белый конь неожиданно отпрыгнул бы назад, то идея белых вполне могла оправдать себя. Однако Андрейкин азартно продолжил наступление, его атака зашла в тупик, и уже черные получили прекрасные шансы одержать победу. Но, как нередко случается в шахматах, все в этой партии решил цейтнот. Своим 38-м ходом Бакро выпустил преимущество, а на 39-м допустил решающую ошибку, после которой черный король (несмотря на ограниченность оставшегося на доске материала) попал в матовую сеть. Все было кончено – и Дмитрий напрямую вышел в полуфинал, в котором встретился с Анишем Гири.
В первой партии этого матча, которая игралась в среду, соперники весьма необычно разыграли дебют, но после неточности Андрейкина на 10-м ходу преимущество захватил голландский гроссмейстер. Стало казаться, что вскоре он одержит победу, однако на 20-м ходу Аниш соблазнился эффектной жертвой, которая не дала ему никакого преимущества, позволив уже Дмитрию надеяться на успех. Так или иначе, но вскоре на доске возник редкий эндшпиль, в котором белые имели двух слонов и три пешки за две ладьи соперника. Как ни удивительно, но позиция со столь экзотическим соотношением материала оказалась лишь чуточку лучшей для черных, поэтому соглашение на ничью на 33-м ходу вполне соответствовало ее оценке.
Куда быстрее наступил и разрешился кризис в первой партии другого полуфинального матча. В нем Рихард Раппорт применил в защите Грюнфельда весьма редкий, но очень интересный вариант. А его соперник – Максим Вашье-Лаграв, признанный специалист этого дебюта, – оказался не вполне готов к такому развитию событий. Похоже, решающую ошибку француз допустил почти сразу же – уже на 14-м ходу. Во всяком случае, венгерский гроссмейстер отреагировал безупречно, быстро добился решающего преимущества и повел в счете.
Что и говорить, борьба на белградском этапе Гран-при ФИДЕ проходит невероятно интересно и зрелищно, однако не в состоянии заслонить собой «вести с полей», с которых должен прийти ответ на главный сакраментальный вопрос: что день грядущий нам готовит?