Соперники по финальному матчу первого этапа Гран-при Левон Ароян и Хикару Накамура. Кадр из видео с канала World Chess на Youtube
17 февраля завершился первый этап Гран-при ФИДЕ – серии из трех соревнований, которые уже к началу апреля должны назвать имена двух последних участников июльского турнира претендентов на мировую шахматную корону. Формула берлинского этапа (как и двух последующих) достаточно необычна: 16 гроссмейстеров разбиваются на четыре группы, победители которых встречаются между собой в полуфиналах. Неудивительно, что победа в группе становится для них той задачей, без решения которой практически невозможно замахнуться и на достижение главной цели – завоевания путевки на претендентский форум.
Именно поэтому сражения заключительного шестого тура групповых турниров проходили на редкость остро, ожесточенно и драматично. Поначалу казалось, что два российских гроссмейстера – Андрей Есипенко и Владимир Федосеев – имеют очень неплохие шансы пробиться в полуфинал. Для этого Есипенко было необходимо и достаточно обыграть белыми американца Хикару Накамуру, а Владимиру (и также белыми) успешно выступить во встрече с Рихардом Раппортом из Венгрии. Столь витиеватая формула призвана отразить тот простой факт, что третьим, хотя и далеко не лишним участником сражений в группе В, был польский гроссмейстер Радослав Войташек, шедший перед началом тура вровень с Федосеевым и игравший с нашим Григорием Опариным, которому удалось по итогам дебюта добиться заметного преимущества.
Как нам кажется, именно психологическая раздвоенность, которую не мог не испытывать Владимир (ведь для прямого выхода в полуфинал ему вполне могло бы хватить и ничьей), привела его к поражению. Ведь, поставив перед собой задачу исключить серьезный риск, он раз за разом, вставая перед принципиальным выбором, словно бы одергивал себя и в результате доигрался до явно худшего окончания, которое в конечном счете не смог спасти.
В результате первое место в группе разделили Раппорт и Войташек, что означало: за первое место в группе, которое открывает дорогу в плей-офф, необходимо провести перебой. И на этом тай-брейке снова – как и в матче с Федосеевым – куда увереннее выглядел венгерский гроссмейстер, которому в итоге и досталась путевка в полуфинал из группы В.
А вот Андрей Есипенко в партии с Хикару Накамурой упустил по-настоящему реальный шанс. Когда соперники вышли из дебюта и Накамура начал откровенно мудрить, наш гроссмейстер великолепно воспользовался предоставившейся возможностью и несколькими точными ударами добился абсолютно выигрышной позиции. Нам (и не только нам одним) казалось, что добытое преимущество просто невозможно не реализовать. Но именно в этот момент сработал на все сто тот психологический механизм, который отражен в известном афоризме, гласящем, что «самое трудное в шахматах – это выиграть выигрышную позицию».
Дело в том, что, на свою беду, Андрей точно знал, что до победы ему осталось совсем немного – совсем чуть-чуть, однако в положении, еще не утратившем полностью остатков былой остроты, так хочется исключить даже малейший риск и пресечь какую-либо контригру соперника! Да и Накамура – великолепный практик – прекрасно понимал, что спасти его может лишь замешенное на психологии чудо, в связи с чем, сохранив хладнокровие, смог спровоцировать именно такое – нужное ему паллиативное поведение соперника. Короче, последовательно упрощая позицию, наш молодой гроссмейстер перевел игру в ферзевое окончание, которое хотя и выглядело технически выигрышным для белых, но на поверку оказалось ничейным.
В результате победу в группе А одержал Хикару Накамура, а его соперником в полуфинале оказался победитель группы В Рихард Раппорт. И хотя на пути в полуфинал американскому гроссмейстеру пришлось пройти через непростые испытания, но накануне плей-офф он в отличие от Раппорта имел выходной день, будучи избавлен от нервотрепки тай-брейка. Как нам кажется, именно это обстоятельство предопределило ту внешнюю легкость, с которой Хикару выиграл белыми фигурами первую партию, а во второй – с позиции силы – вынудил победную для себя ничью. Любопытно, что нечто подобное мы увидели и в другом полуфинальном сражении, в котором «новый американец» Левон Аронян, обеспечивший себе ранее досрочную победу в группе, уверенно обыграл другого американского гроссмейстера – экс-кубинца Леньера Домингеса.
Кстати, выход Леньера в полуфинал – своего рода маленькая сенсация. Ведь за два тура до финиша он отставал от одного из фаворитов турнира, экс-филиппинца Уэсли Со на целое очко, но благодаря двум рядовым победам смог настичь миролюбивого конкурента, а затем – к изумлению болельщиков – буквально разгромил его во второй партии тай-брейка. Однако, похоже, этот спортивный подвиг вызвал эмоциональное опустошение Домингеса, который в полуфинале уступил Левону за явным преимуществом.
Скажем сразу: в те минуты, когда авторы готовят эту публикацию, финальное сражение еще не завершено, а имя его победителя должен (после двух стартовых ничьих) назвать тай-брейк. Любопытно, что некоторые наши американские знакомые высказали весьма любопытное суждение, согласно которому было бы совсем неплохо, если бы Накамура пробился в турнир претендентов, так как Хикару является не просто известным гроссмейстером, но и очень популярным блогером, пишущим на самые разные темы. А это значит, что его успехи могли бы поспособствовать раскрутке и популяризации шахмат в США.
…Первая партия финального матча проходила по весьма необычному сценарию. Игравший белыми Накамура крайне незатейливо разыграл дебют, а на 22-м ходу – вместо того чтобы попытаться свернуть борьбу и убежать на ничью – пустился во все тяжкие и просто потерял пешку. Но при этом сохранил свойственное ему хладнокровие и в полной мере проявил себя как блистательный практик. Однако Аронян (в отличие от Есипенко) должен был решать несколько иную, чем Андрей, задачу. В связи с особенностями позиции Левону для реализации преимущества необходимо было не упрощать, а осложнять борьбу. Но, ступив на эту стезю, он допустил на 27-м ходу существенную неточность, а на 36-м ошибся еще раз, после чего уже белые получили шансы на победу. Впрочем, речь шла лишь о практических шансах, поэтому нет ничего удивительного, что этот увлекательный поединок завершился ничьей.
Также вничью завершилась и вторая партия «основного времени», после чего имя победителя этапа Гран-при должен был назвать тай-брейк. Еще перед началом финального сражения было немало разговоров о том, что Аронян обязан обыгрывать Накамуру в «медленную игру», в которой имел ранее заметное преимущество в счете. Хикару по праву считается непревзойденным мастером молниеносных и сверхбыстрых шахмат, поэтому для Левона доводить дело до рапида, а тем более до блица – смерти подобно. Рискуя не согласиться со столь категорической оценкой, вынуждены все же признать, что сокращение контроля времени, безусловно, на руку Накамуре. При этом – независимо от исхода тай-брейка – уже сейчас можно констатировать, что борьба как в финальном матче, так и на турнире в целом проходила необычайно интересно и увлекательно.
комментарии(0)