На очных турнирах шахматисты обязаны приходить на игру в масках, но, садясь за доску, имеют право их снимать (на фото Аниш Гири). Фото Olaf Kraak/EPA/TACC
Очередной, 84-й по общему счету, супертурнир в голландском Вейк-ан-Зее вышел на финишную прямую. В минувшую среду были сыграны партии 10-го тура, а в четверг гроссмейстеры отдыхали, чтобы, набравшись сил, сразиться в трех заключительных турах этого знакового соревнования.
Подводя итоги старта, мы отмечали, что главные фавориты во главе с Магнусом Карлсеном держатся в тени, однако в середине турнирной дистанции спортивная ситуация на Tata Steel Masters кардинально изменилась, придав положению дел в турнирной таблице достаточно привычный для шахматных болельщиков вид. Единоличное лидерство захватил чемпион мира, а на второе место вышел Аниш Гири. Впрочем, стремительный рывок многократного чемпиона Голландии был хотя бы отчасти обусловлен крайне неоднозначным событием, связанным с ковидными обстоятельствами, о которых мы писали в нашей предыдущей публикации.
Напомним, что, согласно сложившейся в Европе неписаной традиции, на очных турнирах, проходящих в Старом Свете, шахматисты обязаны приходить на игру в масках, но, садясь за доску, имеют право их снимать. Иными словами, начиная сражение, они обретают те же права, что и «обычные спортсмены», которых по вполне понятным причинам (например, в футболе или хоккее) никому не приходит в голову заставлять играть в «намордниках». И это очень логично, поскольку, кто бы что бы ни говорил, маска весьма мешает концентрации и продуктивному творчеству, а для шахматистов-очкариков создает еще и дополнительную проблему, связанную с запотеванием очков. При этом организаторы турнира, чрезвычайно дорожащие многолетними традициями его проведения, делали все возможное, чтобы их детище не пало бы случайной жертвой невероятно заразного «омикрона», в связи с чем проводили ежедневное экспресс-тестирование участников, а также всех прочих аккредитованных на турнире лиц.
Неудивительно, что перед началом пятого тура – сразу же после первого выходного дня – было не без гордости объявлено, что все проводимые тесты продолжают оставаться негативными, неизменно давая отрицательный результат. Похоже, сглазили… Так или иначе, но седьмой тур начался с крайне неприятного инцидента. Экспресс-тест тренера Даниила Дубова оказался положительным, и, хотя у самого Даниила «все было нормально», ему в очередной партии (мол, береженого бог бережет) было предложено вести игру, не снимая маски. Дубов решительно отказался, вследствие чего россиянину было зачтено поражение, а его соперник – Аниш Гири – сделал решительный шаг вверх в турнирной таблице.
Мы далеки от того, чтобы давать случившемуся какие-либо оценки и вставать на чью-либо сторону, коря Дубова за «неуместную принципиальность», а арбитров за «излишнюю бдительность». Но в чисто спортивном отношении произошедшее стало выглядеть весьма двусмысленно, когда после сделанного точного лабораторного анализа, результаты которого стали известны лишь вечером, выяснилось, что ковида ни у кого нет, а получивший «минус», недосчитавшийся пол-очка и весьма удрученный Даниил продолжил на следующий день соревнование. Как говорится, у всех в этой ситуации своя правда. Однако хотя «ложки и нашлись», осадочек все равно остался…
Так или иначе, но после одержанной накануне победы над Фабиано Каруаной и «плюсом», полученным в седьмом туре, Гири выиграл еще две партии подряд – у Андрея Есипенко и Сэма Шенкленда, выйдя в результате на чистое второе место. Окончательно выяснилось это после того, как в девятом туре в стыковом поединке лидеров – Магнуса Карлсена и Шахрияра Мамедьярова чемпион мира одержал уверенную победу. Как нам кажется, азербайджанский гроссмейстер пал в этой партии (хотя бы отчасти) жертвой подспудного желания обыграть признанного фаворита и выиграть турнир, которое, увы, не было подкреплено ни его внутренней уверенностью, ни объективной оценкой позиции. Так или иначе, но на 12-м ходу Шах начал маневр, связанный с позиционной жертвой качества, которую, как выяснилось вскоре, его грозный соперник может принять в куда более выгодной для себя редакции, чем черные планировали первоначально. В результате Карлсен получил материальное преимущество без серьезной компенсации и очень уверенно его реализовал.
Оценивая перспективы лидеров на финише турнира, можно сказать, что ситуация далека от какой-либо ясности. Ведь в трех заключительных турах Гири предстоит сразиться с аутсайдером – Нильсом Гранделиусом из Швеции, а также с соотечественником Йорденом ван Форестом и потенциальным конкурентом – Рихардом Раппортом из Венгрии. Иными словами, список соперников Аниша выглядит менее грозно, чем у Магнуса, который встретится с Сантошом Видитом (Индия), Фабиано Каруаной (США) и нашим Даниилом Дубовым. Однако, производя подобного рода оценки и сопоставления, следует учитывать не только формальную силу шахматистов и рейтинг, но и текущее состояние их спортивной формы. Ведь все финишные соперники Карлсена в среду проиграли, а Гранделиус одержал в этот день свою первую и единственную победу – над Даниилом Дубовым.
Подводя предварительные итоги статусного соревнования, уже сейчас можно отметить крайне неубедительную игру всех трех участников турнира претендентов нынешнего цикла. Да, Сергею Карякину наконец-то удалось выйти в «плюс», но Фабиано Каруана держится «в полтиннике», а Ян-Кшиштоф Дуда плетется в нижней части турнирной таблицы. В то же время наш Андрей Есипенко смог после двух поражений отыграться в поединке с Ван Форестом и выйти на дележ 5–7-го мест с Карякиным и Видитом, что в случае успешной игры на финише оставляет россиянам некоторые шансы показать достаточно высокий результат.
комментарии(0)