Финальный турнир чемпионской серии, в поединке сошлись Тимур Раджабов и Магнус Карлсен. Кадр из видеотрансляции chess24
Неделю назад, рассказывая о финальном онлайн-турнире так называемой чемпионской серии, мы констатировали, что в этом году итоговое соревнование увлекательного гроссмейстерского многоборья проводится по формуле, которая учитывает достигнутые ранее успехи участников, вследствие чего всем воздается по заслугам и спортивная справедливость торжествует, но сам блистательный по составу участников турнир лишается почти всякой интриги.
Действительно, уже перед его началом Магнус Карлсен имел 16,5 очка, шедший вторым Уэсли Со – 12,5, тогда как в активе большинства других не значилось ничего или почти ничего. В результате, как казалось даже за три тура до завершения финального турнира, победу на нем можно было загодя отдавать Карлсену, второе место – Со, а реальная борьба на финише велась бы лишь за утешительные призы. Но именно в этот момент случилось то, чего почти невозможно было ожидать: лидеры начали дружно проигрывать! А так как внимание шахматной общественности концентрировалось почти исключительно на выступлении Магнуса Карлсена, которому в конце ноября предстоит защищать шахматную корону в поединке с Яном Непомнящим, финишные неудачи Уэсли Со не вызывали у нее особого интереса.
Напомним, что сам Магнус смотрелся в первых шести турах очень неплохо, а его единственное поражение в матче с россиянином Владиславом Артемьевым было обусловлено глупыми невынужденными ошибками, от которых в быстрой игре с контролем времени 15+10 не застрахован никто. Но самое любопытное, что нечто похожее случилось с чемпионом и в поединке очередного седьмого тура. В этот момент он лидировал не только в общем зачете, но и в самом финальном турнире, деля вместе со своим соперником Теймуром Раджабовым первое и второе места.
В первой партии этого мини-матча чемпион, играя белыми, добился заметного преимущества и имел на 33-м ходу возможность провести не слишком сложную, но чрезвычайно элегантную комбинацию, которая приносила ему форсированную победу, однако пошел иным путем, перевел игру в окончание «ферзь и две пешки против двух ладей», в котором был вынужден довольствоваться вечным шахом. В проходившей куда менее драматично второй партии вечный шах (после несложной жертвы ферзя) дали уже две ладьи чемпиона мира, зато в третьей произошло нечто поистине удивительное. Не вполне ясно, кто из соперников играл в этот момент на победу. Возможно, оба считали свою позицию хотя бы символически лучшей, но в любом случае трудно понять, что побудило Карлсена вместо размена ладей и перевода игры в сложное, примерно равное окончание без пешки, за которую белые имели бы полную компенсацию, разменять своего ферзя на ладью и коня противника. В результате на виртуальной доске (напомним, что игра проходила в сетевые шахматы) возникла позиция, в которой черные получили решающее преимущество, реализация которого требовала, однако, безупречного исполнения. Но с этой непростой задачей бакинский гроссмейстер справился великолепно.
При счете 2:1 в пользу соперника чемпион мира, будучи обязанным выигрывать черными четвертую партию, поступил именно так, как принято поступать в подобных случаях, однако сознательные позиционные уступки ради осложнения борьбы привели к тому, к чему приводит подобная стратегия в поединках с хладнокровными, уверенными в себе противниками. В связи с неизбежной потерей фигуры Карлсен уже на 28-м ходу признал свое поражение.
Нет, конечно, чемпион мира не только не утратил лидерства в общем зачете, но даже не поставил под сомнение свою итоговую победу в чемпионской серии. Однако победивший его Раджабов захватил лидерство в финальном турнире (если рассматривать его как отдельное соревнование), а кроме того, на полшага опередил в общем зачете Со, который был в параллельном матче буквально разгромлен Левоном Ароняном. Более того, победа Левона в очной схватке позволила ему приблизиться к Уэсли «на дистанцию пушечного выстрела», хотя для обретения реальных шансов на третье место Левону нужно было в дополнение к уже достигнутому обыграть в матче предпоследнего тура самого Магнуса Карлсена. Так или иначе, но помимо чисто шахматной интриги турнир приобрел и кое-какую спортивную, которую резко обострило поражение Карлсена в первой же партии мини-матча предпоследнего тура против Ароняна.
В зрелищном плане это было захватывающее сражение двух больших мастеров, в котором оба стремились только к победе. Левон, завершающий смену своего спортивного гражданства с армянского на американское, чувствовал помимо прочего острую потребность доказать, что по-прежнему прекрасно играет в шахматы, а наиболее ярким свидетельством его потенциала могла бы стать победа над чемпионом мира. И вот – после того как вторая и третья партии матча закончились вничью – Магнус оказался при счете 1:2 в той же спортивной ситуации, что и в матче с Раджабовым. Правда, на этот раз отыгрываться ему предстояло не черными, а белыми фигурами, что несравнимо легче. А чисто шахматным средством, выбранным чемпионом для достижения цели, стал вариант Земиша в защите Нимцовича, который в умелых руках является пусть и обоюдоострым, но чрезвычайно грозным оружием.
Левон поднял брошенную ему перчатку и повел бой на встречных курсах. Однако за выигранную им пешку белые получили сильную атаку и если на 14-м ходу не стали бы вскрывать позицию с помощью временной жертвы слона, а просто прижали бы соперника в центре, то от черных, чтобы не быть разгромленными, потребовалась бы поистине хирургическая точность. Да, внешне замысел Карлсена выглядел также неплохо, но на поверку оказался не слишком удачным. В результате Аронян отбил атаку и зафиксировал в столь важном матче победу со счетом 3:1.
Спортивная ситуация, сложившаяся на турнире перед последним туром, оказалась невероятно любопытной. К этому времени уже стало ясно, что второе место – вслед за Магнусом Карлсеном – займет в общем зачете победитель финального турнира Теймур Раджабов, а Уэсли Со, чтобы сохранить за собой третье, не имеет права проигрывать «в основное время» чемпиону мира, тогда как проигрыш на тай-брейке и счет 1:2 в чисто спортивном плане его устраивает. Однако все на финише обернулось для экс-филиппинца самым неблагоприятным образом. В результате он закончил многоборье лишь четвертым, пропустив вперед Карлсена, Раджабова и Ароняна, но опередив занявших соответственно пятое и шестое места Хикару Накамуру и Владислава Артемьева. Любопытно, что в рамках финального турнира (если рассматривать его как отдельное соревнование) места распределились так: Теймур Раджабов – 21 очко, Хикару Накамура – 17, Левон Аронян – 16, Магнус Карлсен – 15, Владислав Артемьев – 14.
Мы уже привыкли, что в последнее время крупные онлайн- и офлайн-турниры сменяют друг друга без малейших пауз, не позволяя любителям шахмат подолгу скучать. Очередным значимым шахматным событием стал чемпионат США, стартовавший в Сент-Луисе в ночь со среды на четверг по московскому времени. В нем принимают участие все сильнейшие шахматисты страны за исключением Ароняна и Накамуры. Возглавляют список Фабиано Каруана (2800), Уэсли Со (2778) и Леньер Домингес (2760).
комментарии(0)