Магнус Карлсен сразу же после своей победы в Ставангере приехал на клубный кубок Европы. Фото с сайта www.europeanchessclubcup2021.com.mk
Мы не раз обращали внимание читателей, что после начала эпидемии ковида международная шахматная жизнь не только не замерла в надежде дотерпеть до лучших времен, а, напротив, забурлила, при этом великий и могучий русский язык обогатился двумя новыми органично вошедшими в него словами: «онлайн» и «офлайн». И именно почти полный переход в онлайновский режим позволил в 2020 году не только спасти шахматы, но даже нарастить их присутствие в мировом медийном пространстве.
Однако все течет, все меняется. Причем, наблюдая за участившимися случаями проведения традиционных офлайновых турниров, мировая шахматная общественность стала (помимо чисто спортивных аспектов) обращать внимание на такие мелочи, как амуниция игроков во время игры. Попутно (применительно не к одним лишь шахматам) в русском сленге появились такие обороты, как «ковидный фашизм» и «ковидная демократия», отражающие уровень таких требований со стороны властей и организаторов, как регулярное предъявление документов о сделанных ПЦР-тестах и прохождении вакцинации, а также необходимости носить «намордники» (так в народе часто называют маски) в тех или иных городах, странах и в различных ситуациях.
В частности, на проходившем в Сент-Луисе супертурнире по шахматам Фишера все участники на протяжении всех партий сидели в масках, тогда как турнир в Ставангере и даже достаточно массовые клубные кубки Европы, которые в эти дни завершаются в Северной Македонии, таких требований к своим участникам не предъявляли. Перед началом этого континентального форума на его официальном сайте можно было ознакомиться с информацией о графике прохождения командами предстартовых ПЦР-тестов, которые предполагалось повторять ежедневно перед началом каждого тура. Однако затем (в связи с муторностью этой процедуры) ее сделали сугубо добровольной, превратив для тех шахматистов, которым соответствующий документ будет необходим при возвращении в свою страну или переезде в третьи страны, в весьма востребованную возможность быстро его оформить.
Впрочем, обязательный предстартовый ПЦР-тест оказался отнюдь не простой формальностью, обернувшись для некоторых команд весьма болезненными потерями. Так, московский клуб КПРФ недосчитался одной из своих ударных досок, после чего его состав стал заметно уступать составам трех других фаворитов: местного «Алколоида», питерского «Медного всадника» и чешского «Нови-Бора».
Но пожалуй, самым заметным событием, ознаменовавшим начало европейского форума, стал приезд Магнуса Карлсена, который вместе с Арьяном Тари – другим участником супертурнира в Ставангере – прилетел в Стругу, чтобы поддержать норвежский Offerspill Chess Club. Ведь чемпион мира появился на кубке в качестве героя, сумевшего сотворить на финише Norway Chess почти невозможное. Он победил в личной встрече бессменного лидера Рихарда Раппорта, сократил свое отставание до минимума, а затем и опередил венгерского гроссмейстера, так как тот полностью провалил концовку соревнования, в связи с чем потерял и вторую позицию, которую отвоевал у него в очной схватке молодой экс-иранец Алиреза Фирузджа, одержавший в стыковом поединке невероятно эффектную победу. К сожалению, для двух россиян – Яна Непомнящего и Сергея Карякина – второй круг турнира в Ставангере сложился не слишком удачно, а сами они в итоге заняли соответственно лишь четвертое и пятое места.
…Возвратившись мысленно на европейский клубный форум, можно с досадой констатировать, что несмотря на то, что сам турнир удалось сохранить, число команд, решившихся приехать в Стругу, составило всего лишь 38 в мужской, так называемой открытой, части соревнования и 8 – в женской. Впрочем, нет худа без добра. Ведь столь скромная цифра позволила отказаться на турнире прекрасных дам от использования лотерейной швейцарской системы, проведя на дистанции в 7 туров старый добрый «круговик», в котором все команды играют друг с другом ровно по одному разу. И надо же было такому случиться, что из-за каприза жребия рейтинг-фаворит этого соревнования – клуб из Монте-Карло – уже на старте поочередно встретился с обоими главными конкурентами!
Впрочем, поединок этого коллектива с командой шахматной федерации Киева, за которую выступают сестры Анна и Мария Музычук, а также алмаатинка Жансая Абдумалик, проходил достаточно мирно и закончился ничьими на всех четырех досках. Зато на следующий день произошла весьма приятная для наших болельщиков сенсация. В те минуты, когда лидер «Южного Урала» казахстанская шахматистка Динара Садвакасова завершала белыми вничью партию с вице-чемпионкой мира Александрой Горячкиной (Монте-Карло), Валентина Гунина начала уверенно переигрывать на второй доске Нану Дзагнидзе, а отчаянные попытки шведки Пии Крамлинг спасти матч, сыграв на третьей доске в ничейной позиции «через не могу», привели к тому, что ее соперница Ольга Баделка из Беларуси одержала победу, доведя счет до 3:1 в пользу челябинских шахматисток.
Это привело к тому, что судьба женского кубка (если в четверг вечером не произойдет ничего сенсационного) будет решаться в заключительном туре в поединке лидеров – команд Челябинска и Киева, в котором шахматисток «Южного Урала» вполне устроит и ничейный счет 2:2.
Спортивный расклад мужского турнира выглядел куда более любопытным, чем у женщин. И хотя к числу бесспорных фаворитов можно было также причислить лишь три команды, однако еще как минимум две вполне могли вмешаться в спор номинально сильнейших. При этом короткая (всего 7 туров) дистанция «швейцарки» откладывала их поединки между собой на вторую часть соревнования. Впрочем, уже третий тур принес первую сенсацию, существенно повлиявшую на развитие спортивной интриги. Сюрприз преподнес очень крепкий, но все же не звездный клуб из Валенсии, который благодаря победам Ниджата Абасова (Азербайджан) над Даниилом Дубовым (Россия) и Хайме Сантоса-Латасы (Испания) над Юрием Криворучко (Украина) смог обыграть со счетом 3,5:2,5 главного рейтинг-фаворита – команду «Алколоид».
А на следующий день состоялось российское дерби, в котором питерский «Медный всадник» добился впечатляющего счета 4,5:1,5 во встрече с московским КПРФ, хотя по ходу этого невероятно увлекательного, богатого на острейшие коллизии и неожиданные развязки матча все могло сложиться для фаворита не столь благоприятно. Стоит добавить, что в отличие от других оба наших клуба укомплектованы исключительно россиянами, а питерцы – преимущественно уроженцами своего города. Кстати, на следующий день им предстояло очередное испытание – встреча с командой Нови-Бора, единственной, которая, как и питерский клуб, одержала победы в первых четырех матчах. Матч этот проходил в исключительно равной упорной борьбе, причем спасти его – после победы Павла Понкратова в объективно ничейном окончании над Кришаном Сашикираном из Индии – россиянам удалось буквально в последний момент.
Весьма любопытные события происходили в эти минуты за столиками по соседству. «Алколоид», встречавшийся с Offerspill Chess Club, был близок к тому, чтобы обыграть норвежцев с совершенно невероятным счетом 6:0. Однако Магнусу Карлсену все же удалось защитить в партии с Шахрияром Мамедьяровым проигрышное для себя окончание и выцарапать для команды скромные пол-очка.
В результате на турнире сложилась весьма любопытная ситуация. Для того чтобы выиграть европейский кубок, хозяевам поля – шахматистам «Алколоида» необходимо и достаточно поочередно обыграть на финише двух своих главных конкурентов – команды «Нови-Бор» и «Медный всадник». При этом на пути к последнему и решающему бою, в котором их скорее всего устроит и ничейный счет 3:3, петербуржцам еще предстоит обыграть в шестом туре очень непростого и опасного соперника – шахматный клуб Валенсии, который возглавляют Антон Коробов (Украина), Алексей Широв (Испания) и Ниджат Абасов (Азербайджан).
комментарии(0)