Иранец Алиреза Фируджа стал новым чемпионом мира по игре в Bullet Chess. Фото со страницы Norway Chess в Facebook
Наша предыдущая публикация, посвященная дисквалификации Юлии Осьмак по достаточно сомнительному обвинению в читерстве, вызвала в шахматном мире изрядно удививший нас широкий резонанс и породила множество откликов. Большинство респондентов поддержали авторов, высказавшись в том духе, что мы были излишне сдержаны, подчеркнуто избегая не только вполне уместной в данном случае ненормативной лексики, но и категорических суждений. Однако были и те, кто отметил, что хотя практически вся русскоязычная Сеть встала стеной на защиту «виновницы торжества», но на самом деле все может оказаться не так просто.
В связи с этим считаем необходимым четко обозначить стоявшую перед нами журналистскую задачу. Мы просто собрали воедино все значимые факты и в систематизированном виде представили их на суд читателей. Если же в результате нарисовалась «картина маслом», то это тема для другого разговора. Напомним, что согласно регламенту большинства сетевых турниров решения о предполагаемом использовании игроком нелегальной помощи компьютера выносятся почти исключительно на основании специальной компьютерной программы – FPP (Fair-play Panel), будучи хотя и окончательными для данного соревнования, но не являющимися при этом обвинениями в читерстве. А поскольку участники сетевых турниров подписывают перед началом игры обязательства, согласно которым лишаются права обжаловать такие решения в каких бы то ни было инстанциях, может возникнуть удивительная коллизия, при которой «правовое решение» вступает в силу, будучи откровенно абсурдным как «по понятиям», так и по здравому смыслу.
Повторим, зачем это нужно. Дело в том, что без использования FPP было бы практически невозможно проводить дистанционные турниры среднего уровня, так как количество жаждущих «почитерить» в них откровенно зашкаливает. А Fair-play Panel стала по факту достаточно эффективным инструментом для выявления и дисквалификации (в рамках одного отдельно взятого соревнования) практически всех подобных умельцев. Увы, в рамках использования этой технологии иногда вместе с водой выплескивают и ребенка…
В связи с затронутой темой мы провели на нашем сетевом канале Makarychev chess опрос на тему: можно ли в принципе с помощью использования неких технических инструментов побороть читерство при дистанционной игре из дома? И получили следующие результаты: 69% респондентов утверждают, что добиться этого абсолютно невозможно, тогда как 31% опрошенных надеются, что задача все же имеет какое-то волшебное решение. В любом случае очевидно, что скандал, разразившийся по итогам FIDE World University Online Rapid Championship, существенно подорвал аргументы «сетевиков», еще более повысив интерес к возвращающимся в реал очным соревнованиям, главным из которых станет второй круг прерванного более года назад турнира претендентов на мировую шахматную корону, сражения на котором возобновятся 19 апреля в Екатеринбурге.
Между тем в минувшую среду на сайте сhess.com завершился другой чемпионат мира – Bullet Chess Championship, при игре в котором участники имеют в каждой партии всего по одной минуте времени без каких-либо бонусных добавлений после делаемых ходов. Для характеристики этого вида творчества можно использовать разные слова, начиная с выражения «издевательство над шахматами» и заканчивая «фантастическим искусством шахматного эквилибра». Честно говоря, искусством этот вид издевательства действительно может стать и реально становится, но лишь в том случае, если на арену выходят истиные шахматные эквилибристы, способные совместить несовместимое – осмысленные действия на доске, принимаемые при практически полном неучастии в процессе больших полушарий головного мозга. Иными словами, «пуля» (это образное название используют, чтобы отразить скорость данной игры) предполагает почти исключительное задействование отработанных годами рефлексов, как принято говорить, «игру рукой», а то, что у некоторых маэстро их волшебная рука выдает при этом нечто осмысленное, можно расценить как маленькое шахматное чудо.
Главным же кудесником и непобедимым чемпионом в Bullet-сhess считался на протяжении ряда лет лучший блицор планеты Хикару Накамура. Именно поэтому (как чемпион) он был согласно регламенту допущен непосредственно в четвертьфинал розыгрыша, тогда как другие участники должны были пройти чуть больший или чуть меньший отбор. Для того чтобы иметь некоторое представление о соотношении сил, сообщаем значения специальных «пулевых» рейтингов главных фаворитов. Итак, Хикару Накамура (США) – 3501, Алиреза Фируджа (ФИДЕ) – 3355, Даниил Народицкий (США) – 2303, Эндрю Танг (США) – 3245, Владислав Артемьев (Россия) – 3230, Ле Туан Мин (Вьетнам) – 3149, Аржан Эригаши (Иран) – 3122 и Левон Аронян (США) – 3113.
Стоит добавить, что разбивка участников на этапе плей-офф производилась на основании итогов отбора, а не рейтинга, в связи с чем «левая сторона», на которой наряду с Накамурой оказались Фируджа, Артемьев и Аронян, выглядела намного сильнее и именитее правой, куда попали (причем сразу в четвертьфинал) победители отбора Народицкий и Танг.
Многие болельщики досадовали, что судьбоносное, предвкушаемое всеми сражение Накамура–Фируджа состоится не в финале, а в полуфинале розыгрыша. Всем был памятен предыдущий финал, в котором американец был явно сильней, но, по всеобщему мнению, за истекший период Фируджа заметно усилился, а Накамура (как-никак годы берут свое!) – несколько ослабел. Однако даже полуфинал с участием главных фаворитов вполне мог не состояться. Дело в том, что в четвертьфинальном матче с Фируджой Владислав Артемьев сразу же захватил инициативу, повел с разницей в два очка и, хотя время от времени его юный соперник сравнивал счет, ни разу не позволил тому выйти вперед.
Кстати, регламент турнира предполагает выяснение отношений между соперниками в течение получаса. Как только заканчивается предыдущая партия, тут же (если 30 минут общего игрового времени еще не истекли) начинается следующая. Поэтому, когда на 26-й минуте поединка Владислав оторвался от грозного соперника на два очка, стало казаться, что именно он выходит в полуфинал, в котором встретится с Накамурой. Но, увы, хладнокровие и фортуна оказались в этот момент на стороне юного экс-иранца. Три рядовые победы на финише, общий счет 9:8 – и Фируджа в полуфинале.
Матч главных фаворитов проходил невероятно зрелищно и драматично. Поначалу казалось, что Накамура остается прежним непобедимым чемпионом. И дело даже не в том, что он повел в счете 4:1, а проиграв две партии подряд, тут же восстановил свое преимущество в три очка. Просто действия американца производили то самое прежнее волшебное впечатление кудесника, способного сохранять при «игре рукой» тот контроль над происходящим, который ,по всем привычным представлениям, невозможно удерживать «на рефлексах». Кстати, в «пуле» (в отличие даже от блица) совершенно не актуальна проблема «классического» читерства, так как время, затраченное на получение внешней подсказки, настолько ухудшит ваше хронометрическое положение, что эти секунды окажется невозможно компенсировать никакими чисто шахматными приобретениями.
…Так или иначе, но при счете 3:6 Фируджа полностью перехватил инициативу, что, конечно же, было обусловлено как игрой Алирезы, так и, в неменьшей степени, спадом в игре Накамуры. 18-я партия начиналась при счете 9:8 в пользу юного экс-иранца, а поскольку 30-я игровая минута была уже на исходе, американец обязан был во что бы то ни стало выигрывать черными. В середине партии его соперник, имея лучшую позицию, откровенно заиграл на ничью и хотя бы отчасти преуспел. На последних остававшихся у обоих секундах Хикару подставил ладью в надежде, что экс-иранец ее не заберет и в результате потеряет свою. Однако этот хорошо известный «пулевой» финт не увенчался успехом. Фируджа ладью забрал и довел итоговый счет до вполне убедительного – 10:8 в свою пользу.
Финальный матч турнира Фируджа–Танг проходил в соответствии с неформальной табелью о рангах и почти сразу же утратил спортивную интригу. Алиреза выиграл первые пять партий и, хотя ближе к финишу – при счете 11:3 – расслабился, позволив сопернику выиграть два заключительных поединка, стал новым чемпионом мира по игре в Bullet Chess. Оценить данное событие применительно к шахматным перспективам этого невероятно яркого шахматиста очень трудно. Ни для кого не секрет, что блиц, а тем более суперблиц, если относиться к нему со всей серьезностью, порождает существенные изменения в восприятии игры и формировании оценочных приоритетов. Так, тот же Накамура, сделав некогда ставку на скоростные шахматы, довольно быстро утратил свои высокие позиции в классическом рейтинг-листе, постепенно съехав в конец второй мировой десятки. Впрочем, не будем брюзжать и морализировать, вместо чего по умолчанию сочтем, что и сам Фируджа, и его тренеры отдают себе полный отчет, чего могут лишиться, если сделают ставку на быстрые и сверхбыстрые шахматы.
комментарии(0)