Игроки российской сборной играют онлайн очередной матч олимпиады, находясь в Центральном доме шахматиста. Фото Этери Кублашвили с сайта www.ruchess.ru
Седьмой сет финального сражения на Magnus Carlsen Chess сопровождался столь же острыми коллизиями и поворотами спортивной интриги, как и шесть предыдущих. Соперники попеременно выходили вперед, а итог поединка Магнуса Карлсена и Хикару Накамуры подвел так называемый армагеддон – одна-единственная блицпартия, проводимая при счете 3:3 и завершившаяся вничью. А так как чемпион мира играл в ней черными фигурами, это означало, что норвежский викинг вышел победителем как невероятно интересного матча, так и соревнования в целом.
На фоне столь яркого «антиковидного» многоборья невольно меркли все прочие турниры, проходившие в последние месяцы в сети интернет. Хотя сама возможность игры на удаленке, которой (в отличие от представителей большинства других видом спорта) обладают шахматисты, невольно побуждала не только широко пользоваться ею, но и задуматься о целесообразности перевода на этот дистанционный формат значительного пласта грядущих соревнований. Мы уже не раз отмечали, что единственной по-настоящему серьезной и, как казалось, по сути, неразрешимой проблемой на пути полной «интернетизации» шахмат является проблема так называемого читерства – нелегального использования во время игры компьютерных подсказок. Этот вопрос широко обсуждался и применительно к обычной очной игре, однако «в реале» на пути потенциального жулика встает множество непростых технических проблем, решить которые в условиях постоянно усиливающихся античитерных мер чрезвычайно сложно. В обычных шахматах мы наблюдаем характерную для многих областей человеческой деятельности борьбу щита и меча, способную удерживать уровень негатива на, скажем так, более-менее приемлемом уровне.
Стоит отметить и еще одно обстоятельство. По-настоящему серьезные античитерные меры, требующие ненулевых затрат, принимались до сих пор лишь на соревнованиях достаточно высокого уровня. А участники матчей на первенство мира (например, в поединках Магнуса Карлсена с Виши Анандом и Фабиано Каруаной) даже обращались к организаторам с просьбой понизить уровень компьютерной безопасности, отказавшись, в частности, от таких мер, как предусмотренная регламентом установка полупрозрачного экрана, делающего зрительный зал невидимым для играющих, а также полное глушение радиосвязи в зоне, примыкающей к игровому пространству. Ведь если соперники доверяют друг другу и не опасаются применения оппонентом хитроумной читерской экзотики, то зачем тогда вообще огород городить?!
Неудивительно, что не только битвы за шахматную корону, но и поединки чуть менее высокого ранга проходили долгие годы без эксцессов и подозрений. А все случаи выявленного или якобы выявленного читерства касались профессиональных и полупрофессиональных турниров среднего уровня, на которых призы были несравнимо ниже, а античитерные меры куда скромнее, нося подчас чисто символический характер. При этом шахматные арбитры сталкивались еще и с чрезвычайно острой проблемой правоприменения. Дело в том, что ответ на вопрос: в каком случае факт читерства можно считать доказанным, а когда скорее всего речь идет об оговоре и клевете, так и остался далеким от внятного юридического толкования. Попутно широко обсуждался и такой, например, вопрос: допустимо ли устанавливать камеры скрытного видеонаблюдения в кабинках туалетов, что позволило бы исключить наиболее распространенный метод нелегального использования жуликами мобильных устройств?
Тем не менее в «нормальные» очные шахматы люди продолжали играть, не слишком опасаясь недобросовестных действий со стороны оппонентов. Тогда как переход к игре на удаленке полностью изменил ситуацию и даже побудил нескольких известных гроссмейстеров заявить, что в такие шахматы они играть не будут, поскольку не имеют никакой гарантии честности действий своих абстрактных и лично незнакомых им удаленных противников. Действительно, для того, чтобы скрытно читерить, играя по интернету, не требуется даже одного процента от той изобретательности, к которой вынуждены прибегать жулики-очники. В этой связи огромное внимание привлекло открытое письмо-обращение президента ФИДЕ Аркадия Дворковича к мировой шахматной общественности.
Собственно, ключевым в нем оказался исходный тезис, не только обозначивший проблему, но и предложивший вполне конкретный путь ее решения. Как можно понять из письма, специалистами ФИДЕ была создана уникальная аналитическая программа, которая почти со стопроцентной достоверностью (в ряде случаев превосходящей даже точность генетического анализа) способна на основании обработки текстов сыгранных партий устанавливать все случаи использования участниками компьютерных подсказок. Если это действительно так, то для широчайшего проведения интернет-соревнований открывается зеленая улица…
Как и ожидалось, реакция общественности на это письмо оказалась сдержанно ироничной. В ней нашлось место и для резюмирующей фразы из хорошо известного советского анекдота («…и тогда мне такая карта поперла!»), и для констатации вроде бы очевидного обстоятельства, что, мол, конечно, читер-дилетант, всецело доверившийся рекомендациям компьютера, будет такой программой уверенно разоблачен, но зато матерый жулик-профессионал, использующий компьютерную помощь лишь изредка – с умом и оглядкой, сможет весьма эффективно (без риска разоблачения) воспользоваться внезапно «попершей ему картой». Нет, конечно, чудеса в жизни случаются, поэтому не станем делать на основании чисто умозрительных рассуждений далеко идущие выводы, но тем не менее...
Между тем сегодня начинаются решающие интернет-сражения на проводимой Международной шахматной федерацией (взамен традиционного всемирного форума, перенесенного из-за эпидемии ковида на 2021 год) онлайн-олимпиаде ФИДЕ. 25 сильнейших сборных – вместе с 15, прошедшими непростой отбор, – включились в борьбу на так называемом топ-этапе. Будучи разбитыми на 4 группы по 10 команд в каждой, они оспаривали право продолжить сражения на этапе play off. При этом победители групп сразу же выходили в ¼ финала, тогда как сборные, занявшие вторые и третьи места, должны были побороться за это право в 1/8 финала. Любопытной особенностью турнира стало полное гендерное равноправие играющих: на каждый матч, проводимый с быстрым контролем времени «15+5», выходили по двое мужчин, по две женщины и по одному юноше и девушке, родившихся не ранее 2000 года. Помимо этого, в заявочных списках команд значился своеобразный полный дубль основного состава – по 6 запасных игроков, имевших право выходить на замену в любом матче.
Судя по заявочным спискам, явными фаворитами турнира являлись сборные России и Китая, очень неплохо смотрелась и команда Индии, тогда как сборные Украины и США, вышедшие на старт в не самых сильных составах, заметно уступали тройке сильнейших. Главная сенсация топ-этапа произошла в группе «А», в которой команда Индии обыграла китайцев со счетом 4:2. Любопытно, что будущие победители вышли на этот матч без своего лидера – экс-чемпиона мира Виши Ананда, но тем не менее смогли без особого труда сделать четыре ничьих на мужских и женских досках. Похоже, китайские шахматисты всецело полагались друг на друга и решили понапрасну не рисковать. Однако эта тактика не оправдала себя, а сборная Индии добилась успеха благодаря победам, одержанным на юношеской и девичьей досках.
Главное следствие случившегося состоит в том, что китайцы значительно осложнили себе жизнь – и вместо двух матчей со значительно уступающими им соперниками должны будут теперь на пути к финалу последовательно обыгрывать сборные Украины, США и России. Немного грустно, что ожидаемый всеми решающий матч Россия–Китай состоится, похоже, на день раньше – на этапе полуфинала, если, конечно, не произойдет чего-то неожиданного. Что касается нашей команды, то она – единственная среди всех! – выиграла все матчи отборочного турнира.
Еще одна сенсация (правда, несколько меньшего масштаба) произошла в группе «В», в которой сборная Украины, уступив в последнем туре команде Казахстана, не только лишилась лидерства, но и едва не съехала на четвертое место в группе. А вперед вырвалась ровная, отлично сбалансированная сборная Азербайджана, выступающая на олимпиаде в своем оптимальном составе.
В заключение хотелось бы отметить, что борьба на онлайн-олимпиаде проходит в «полуочном» режиме. Игроки каждой команды хотя и располагаются за тысячи километров от соперников, но сидят за шахматными столиками (с соблюдением социальной дистанции!) неподалеку друг от друга. При этом во время каждой быстрой партии, продолжающейся не более 45 минут, они не покидают своих мест, что позволяет судьям исключить возможность компьютерных подсказок.
комментарии(0)