В первом туре самым непредсказуемым был поединок двух россиян – Владимира Крамника и Яна Непомнящего. Кадр из видеотрансляции с канала chess24 на YouTube
В интернете начался очередной турнир серии Magnus Carlsen chess tour – цикла соревнований, начатых в разгар коронавирусной эпидемии и позволивших любителям шахмат не только не скучать вследствие отсутствия ярких интересных событий, но и наблюдать за полными драматизма сражениями ведущих гроссмейстеров планеты.
Четвертый заключительный турнир этой элитной серии называется «Легенды шахмат», что отнюдь не случайно, поскольку наряду с четырьмя относительно молодыми участниками (во главе с чемпионом мира Магнусом Карлсеном) в нем принимают участие шесть «шахматных легенд». Это знаменитые гроссмейстеры – в том числе экс-чемпионы мира Виши Ананд и Владимир Крамник, которые сохранили немалую силу, хотя их наивысшие достижения и остались в пусть недавнем, но все-таки прошлом. Поэтому предположить, что «ветераны» смогут на равных спорить с ведущими шахматистами планеты – лидерами текущих списков рейтингов, которые продолжают активно сражаться на супертурнирах, было достаточно трудно. Однако, с другой стороны, было очевидно, что все «легенды», получив приглашение на Legends of Chess, проделали немалую подготовительную работу и были преисполнены желания доказать, что есть еще порох в пороховницах…
И первый же тур выдающегося сетевого соревнования показал, что это действительно так. Хотя в центральном поединке, в котором сошлись финалисты третьего этапа – Магнус Карлсен и Аниш Гири, такие вопросы не возникали, поскольку чемпион показал в нем невероятно яркую игру, проведя во второй партии стартового мини-матча поистине талевскую атаку, начатую с отнюдь не бесспорной по внешним признакам позиционной жертвы пешки. Было очевидно, что за душой (или за пазухой?!) у норвежца имеется немало подводных камней, некоторые из которых наверняка были бы в случае необходимости извлечены и продемонстрированы как сопернику, так и огромной интернетовской аудитории. Однако Гири почти сразу же «пошел не тем путем», после чего рискованная стратегия Магнуса быстро принесла плоды. А итоговый счет этого поединка – 3:1 – был зафиксирован после того, как Аниш, пытаясь во что бы то ни стало отыграться, перегнул палку и проиграл четвертую партию.
А самым драматичным и непредсказуемым оказался в первом туре поединок двух россиян – Яна Непомнящего и Владимира Крамника. Экс-чемпион мира начал его с победы черными фигурами, что поставило Яна в крайне непростое положение. Не исключено, что по ходу третьей партии Владимир всерьез задумался над тем, чтобы одержать еще одну победу и досрочно завершить матч в свою пользу. Хотя, возможно, излишне оптимистичная игра Крамника объясняется совсем иными, не столь экзотическими причинами. Так или иначе, но в критический момент белые приняли несколько не слишком удачных решений и… счет сравнялся. А после того как вничью завершилась четвертая партия, судьбу матча должен был решить так называемый армагеддон – одна-единственная партия, в которой обладатель белых фигур, имея пять минут против четырех у соперника, должен обязательно выигрывать, так как согласно регламенту ничья для него равносильна поражению.
Белые фигуры в этой решающей партии достались экс-чемпиону мира, который добился по итогам дебюта заметного преимущества в окончании. Не желая пассивно защищаться, Ян пожертвовал пешку и… преуспел. Рядом точных ходов он удержался на краю обрыва, когда же в поисках выигрышных шансов Крамник пошел на необоснованный риск, провел убийственную контратаку. В результате – 3:2 в пользу Непомнящего, и он вместе с Карлсеном, Свидлером, Гельфандом и Леко возглавил турнирную таблицу предварительного турнира.
Кстати, в этом круговике участникам необходимо попасть в четверку победителей, которые после однодневного перерыва начнут выяснение отношений в полуфинальных матчах. Характер борьбы на старте, а также ее результаты свидетельствуют о том, что помимо очень уверенно начавших турнир Карлсена и Непомнящего среди полуфиналистов наверняка окажется кто-то из числа «легенд». При этом стоит отметить, что как минимум некоторые из них демонстрируют очень уверенную, отнюдь не «ветеранскую» игру. Хотя успешный старт Петра Свидлера можно во многом списать на везение, которое (согласно полушуточной шахматной терминологии) сопутствует петербуржцу, как первому призеру. Так, в четвертой партии стартового матча против Виши Ананда восьмикратный чемпион России воспользовался удивительным промахом индийского гроссмейстера, допущенным им на 35-м ходу. В ответ на крайне рискованное решение Петра, отказавшегося в объективно ничейной позиции от синицы в руках в пользу журавля в небе, экс-чемпион мира… просто зевнул фигуру, хотя мог вместо этого почти форсированно выиграть партию, а вместе с ней и матч…
Любопытно, что нечто подобное случилось с Анандом и в матче второго тура против Магнуса Карлсена. Нет, на этот раз (и также при равном счете 1,5:1,5) экс-чемпион имел всего лишь небольшое, но стойкое преимущество, а зевнул он не фигуру, а всего лишь пешку. Однако крайне неутешительный для Виши итоговый результат от этого не изменился.
А вот китайский гроссмейстер Дин Лижэнь (третий в мире по классическому рейтингу) не вправе жаловаться на невезение. В обоих стартовых матчах – как против Бориса Гельфанда, так и против Яна Непомнящего – он был полностью переигран соперниками. При этом первую партию матча второго тура российский гроссмейстер может по праву занести себе в актив как истинный художественный шедевр, хотя блистательная атака белых и стала возможной лишь благодаря глубокой дебютной подготовке. Даже то, что в самом конце – в абсолютно выигрышной для себя позиции – Непомнящий предоставил сопернику совершенно невероятную возможность спасти партию, скорее украшает этот поединок, нежели портит его. Ведь упущенный Лижэнем путь к спасению фантастически красив, а опровержение «той же самой идеи» в неверной редакции, избранной Дином, невероятно эффектно. В этом матче вполне мог быть зафиксирован сухой счет 3:0, однако, имея в третьей партии после напряженной борьбы легковыигрышное окончание, Непомнящий согласился на повторение ходов, зафиксировавшее победную для него ничью.
Чрезвычайно сильное впечатление производит и стартовая игра Бориса Гельфанда. Чувствуется глубокая подготовительная работа большого шахматного знатока, который смог воплотить в достаточно лотерейной быстрой игре все то, что характеризуется понятиями «понимание» и «класс». Во всяком случае, постановка израильским гроссмейстером дебюта с последующей атакой в третьей партии против Дина Лижэня, а также в решающем четвертом поединке против Василия Иванчука производит сильное впечатление.
Если же оценивать супертурнир глазами сохраняющего полную беспристрастность шахматного болельщика, то можно констатировать, что все мы стали свидетелями невероятно яркого зрелища. А ошибки в шахматах (тем более в быстрых!), как и в любом спорте, практически неизбежны. Подводя спортивные итоги старта, отметим отличное выступление Магнуса Карлсена, Бориса Гельфанда, Петра Свидлера и Яна Непомнящего, выигравших по два матча, а также неудачи Виши Ананда, Дина Лижэня, Владимира Крамника и Василия Иванчука, уступивших всем своим соперникам. Впрочем, «хоккейный» принцип зачета, при котором за победу «в основное время» начисляются три очка, тогда как при выигрыше «в овертайме» – только два, способен слегка подсластить для двух последних неутешительные итоги первых двух туров и... сохранить надежды на попадание в четверку победителей.
комментарии(0)