Сетевая форма игры пользуется у любителей шахмат всевозрастающим спросом. Фото со страницы Магнуса Карлсена в Facebook
Наблюдая за происходящими в последние два месяца событиями, невольно ловишь себя на странном сюрреалистическом ощущении, согласно которому мировая пандемия, рушащая как экономику, так и весь привычный уклад жизни, стала для нашей игры не столько бедствием, сколько благотворным фактором, позволившим открыть новую страницу в шахматах высших достижений. Ведь после непродолжительного мартовского замешательства начали – одно за другим – проводиться яркие сетевые соревнования, каждое из которых вполне уместно характеризовать термином «супертурнир». У ведущих гроссмейстеров мира открылись новые возможности для творческого и спортивного самовыражения, а организаторы крупнейших интернет-форумов смогли быстро договориться между собой и развести свои детища по срокам их проведения. Складывалось впечатление, что шахматы, используя самые новаторские инструменты, оказались весьма привлекательной интеллектуальной игрушкой, способной привлечь внимание не только традиционной для них болельщицкой аудитории, но и новых интернет-пользователей. При этом традиционные, задвинутые по объективным причинам на задний план очные формы шахматных соревнований словно бы перестали существовать, оставляя открытым вопрос о времени своего выхода из тени.
Столь стремительная «смена парадигмы» породила у многих завсегдатаев шахматных форумов мысль о том, нужны ли вообще в нашу глобализированную сетевую эпоху «устаревшие» формы очных шахматных сражений, коль скоро нашу игру – по аналогии с работой многих не занятых материальным производством компаний – вроде бы также можно безболезненно перевести «на удаленку»? Тем более что сетевая форма игры уже давно пользуется у многомиллионной армии любителей шахмат реальным и всевозрастающим спросом. Однако хорошо известно, что при попытке охватить удаленкой не только чистых любителей (которых интересует лишь сама игра) и элиту, но и «средний шахматный класс» – своего рода становой полупрофессиональный сектор – мы сталкиваемся с рядом почти неразрешимых проблем, о которых уже не раз говорилось в наших заметках на страницах «НГ». Сами же эти проблемы невероятно созвучны тем, которые возникают при попытках гарантировать корректность сетевого голосования на выборах или исключить подсказки при проведении дистанционного ЕГЭ.
Кроме того, обладая высочайшей зрелищностью, сетевые супертурниры проходят пока только в быстрые и «очень быстрые» шахматы, что порождает невероятное количество глупых ошибок, невольно подрывающих ту интеллектуальную основу, на которой во все времена базировался высочайший авторитет шахмат. Трудно сказать, как и когда наша игра сможет выбраться из этой ловушки, носящей – будем честны сами с собой! – достаточно фундаментальный характер.
Пока же – вслед за Lindores Abbey Rapid Challenge – стартовал очередной сетевой супертурнир Clutch Chess International, призовой фонд которого составляет рекордные 265 тыс. долл.
В отличие от аналогичного чисто американского соревнования с призовым фондом в 100 тыс. долл. в нем приняли участие сразу восемь гроссмейстеров – четыре хозяина поля и четыре иностранца во главе с чемпионом мира Магнусом Карлсеном. При этом остались прежними краеугольные принципы Clutch, состоящие в предельном… пожалуй, даже запредельном обострении интриги за счет максимального повышения непредсказуемости и лотерейности спортивного действа.
Более конкретно: на турнире используется полублицевый контроль времени 10+5 (10 минут основного временного капитала с автоматическим добавление пяти секунд после каждого сделанного хода), что, как показывает практика, порождает несравнимо большее число просмотров и глупых ошибок, чем традиционные форматы 25+10 и 15+10. Соревнование проводится по нокаут-системе с вылетом проигравших после каждого раунда. Сами же стыковые матчи состоят из 12 партий в каждом, что как будто бы гарантирует более сильным относительно спокойную жизнь. Однако помимо упорства соперников на пути фаворитов встает принцип «когтистой лапы», задействуя которую даже сильно отстающие в счете могут буквально в последний момент зацепиться и выбраться из засосавшей их глубокой трясины. Дело в том, что 5-я и 6-я партии (последние в первый игровой день) засчитываются с двойным коэффициентом, а заключительные – 11-я и 12-я – и вовсе с тройным! Помимо этого, победы в финишных поединках, согласно регламенту, более значимы чем обычные. Это, в частности, означает, что, даже проигрывая за два тура до финиша со счетом 3:9, вы можете (если выиграете обе последние партии) не только сравнять счет, но и победить в матче!
Разбивка на четвертьфинальные пары производилась с учетом текущего «быстрого» рейтинга, что вывело главного фаворита Магнуса Карлсена на «титульного аутсайдера» Джеффри Шонга – американца китайского происхождения. Чемпион выиграл на старте три партии кряду, но, уступив на финише первого игрового дня, позволил сопернику сократить отставание до минимума. Перед заключительным 12-м поединком Карлсен опережал Шонга всего на два очка, значит, не имел права проигрывать. Впрочем, в этот день (в отличие от предыдущего) Магнус играл белыми сухо и четко, что в итоге принесло ему победу не только в решающей партии, но и в матче в целом – 11,5:6,5.
Практически до последнего момента сохранялась интрига и в поединках Уэсли Со (США) – М. Вашье-Лаграв (Франция) и Л. Домингес – Ф. Каруана (оба – США). Вас не должен вводить в заблуждение разгромный счет 13:5, с которым Со сокрушил в итоге француза, поскольку Уэсли удалось выиграть обе заключительные партии этого матча. Непростой оказалось и победа Каруаны, обыгравшего экс-кубинца со счетом 10,5:7,5, тогда как за полторы недели до этого – на первом «внутриамериканском» Clutch Chess – был зафиксирован счет 15:3…
Самым упорным и драматичным выдался поединок двух европейцев – нашего Александра Грищука и Левона Ароняна. Матч проходил в очень упорной и практически равной борьбе. За два тура до финиша лидировал армянский гроссмейстер, однако, обыграв его в предпоследней партии белыми, россиянин вышел вперед. В заключительной встрече Александру достаточно было сделать ничью, однако после неплохо разыгранного дебюта он принял крайне неудачное решение (как-никак, блиц есть блиц!), позволив сопернику провести несложную комбинацию, сразу же решившую исход как этой встречи, так и матча в целом.
В полуфинальных сражениях, которые по московскому времени начались вчера поздно вечером, встречаются Карлсен–Аронян и Каруана–Со. Оба матча невероятно интересны. Чувствуется, что Ароняну вполне по силам дать бой чемпиону мира, а американское дерби представляет собой своего рода ремейк недавнего финала Clutch Chess – 1, в котором, благодаря экзотическим особенностям применяемого на турнире зачета, Со вышел победителем при равном счете 9:9.
комментарии(0)