С точки зрения мировой интернет-аудитории дистанционная игра мало чем отличается от «обычной». Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Получив тяжелый удар от COVID-19, мировая шахматная жизнь быстро пришла в себя и, полностью уйдя в интернет, словно бы обрела второе дыхание. Было, конечно, понятно, что с чисто технической точки зрения шахматы готовы к такому переходу, однако для проведения крупных форумов необходимы не только организационные усилия, но и значительные спонсорские вложения, без которых невозможно провести настоящий супертурнир. И поначалу эта необходимость казалась непреодолимым барьером на пути перехода ведущих гроссмейстеров мира на удаленку.
Поэтому сообщение о том, что блистательный Magnus Carlsen Invitational получит продолжение, став первым этапом Magnus Carlsen Chess Tour, вызвало в шахматном мире невиданный энтузиазм. Ведь это означало, что болельщикам до конца августа не придется скучать, тем более что с точки зрения мировой интернет-аудитории дистанционная игра мало чем отличается от «обычной». Одно принципиальное отличие все-таки существует. Оно состоит в необходимости отвергнуть все классические «медленные» форматы, полностью перейдя на быстрые шахматы и блиц. Интернет-зрители жаждут увидеть не характерные для классики попытки точного решения сложнейших, но все же посильных интеллектуальных задач, а пусть даже полное шибок и непредсказуемых коллизий спортивное зрелище.
Практика последних недель доказала шахматному сообществу, что истинные Магистры Игры способны даже в условиях существенно усеченного времени оставаться самими собой и контролировать происходящие на доске события, однако при переходе всего на одну-две квалификационные ступеньки вниз быстрая игра теряет осмысленность и превращается в полную грубейших промахов свалку, любые комментарии которой невольно сводятся к констатации банального факта: «А что вы надеялись увидеть при столь ограниченном контроле времени?»
Кстати, как только «самые-самые» переходят от быстрого контроля времени к блицу, почти то же самое начинает происходить и с их творчеством. Именно с этим столкнулись мы, рассказывая на нашем YouTube-канале Makarychev chess о сетевых турнирах последнего времени. Ведь если игра мэтров в быстрые шахматы (даже при контроле времени 15+10) вполне поддается содержательному комментированию, то рассказ о блице выливается в череду констатаций типа: «Гроссмейстер снова глупо зевнул!» Именно поэтому после одной-двух проб мы решили воздержаться от попыток содержательного рассказа о гроссмейстерском блице, который (увы и ах!) не способен пропагандировать умную игру через демонстрацию безграничных возможностей человеческого разума… Другая сторона медали состоит в том, что сетевые профессиональные шахматы (если режим самоизоляции в мире затянется надолго) обречены, похоже, превратиться в элитарную игру. И дело не только в особенностях человеческого разума, но и в том, что при переходе к «массовости» игра на удаленке неизбежно сталкивается с проблемой компьютерных подсказок – так называемого читерства. Да, множество любителей играют друг с другом в интернете, получая при этом немалое удовольствие. Но то обстоятельство, что в этой игре полностью отсутствует материальный интерес, является пусть и не полной, но все же неплохой гарантией того, что борьба ведется честно. Ведь появившийся в любительской интернет-среде читер не в состоянии получить ничего, кроме удовлетворения весьма специфического чувства типа «ах как ловко я их надул!», а регулярное использование им помощи «движков» быстро выводит хитреца на чистую воду. Однако при переходе от любительских шахмат к полупрофессиональным сетевым шахматам среднего уровня ситуация кардинально меняется. И участившиеся попытки проведения таких турниров невольно подтверждают сказанное…
Тем временем крупные шахматные соревнования следуют буквально одно за другим. Так, в самый разгар проведения второго этапа Magnus Carlsen Chess Tour начался Clutch Chess – еще один элитный сетевой турнир с участием четырех ведущих американских гроссмейстеров. При этом Хикару Накамура и Уэсли Со начали борьбу в нем, прибыв, что называется, с корабля на бал – сразу же после завершения своих четвертьфинальных матчей на Lindores Abbey Rapid Challenge. Главная же особенность Clutch Chess, состоящего всего из двух полуфиналов и последующего финала, состоит в невероятно высоком для столь камерного турнира призовом фонде в 100 000 долл.
Если же говорить о спортивной стороне борьбы, то полуфиналы турнира преподнесли сразу две мини-сенсации. Одна из них – это победа Уэсли Со, который, уступив утром (по американскому времени) на одном турнире Магнусу Карлсену, начал тем же вечером отыгрываться в другом, в котором по итогам первого дня уступал Хикару Накамуре с разницей в одно очко. Однако на следующий день характер борьбы существенно изменился, и Со буквально вырвал у Накамуры столь важную для себя победу. А вот другой полуфинальный матч, в котором сошлись Фабиано Каруана и Леньер Домингес, проходил с подавляющим преимуществом классического вице-чемпиона, о чем недвусмысленно свидетельствует итоговый счет 15:3! Складывается впечатление, что в свете происходящих в шахматном мире изменений Каруана решил слегка подкорректировать «творческую ориентацию» и переключиться на ставшие столь популярными в последнее время быстрые шахматы. Об этом свидетельствуют все его последние результаты – в том числе и блистательное выступление на сетевом Кубке наций за сборную США.
Между тем главный турнир этих дней – Lindores Abbey Rapid Challenge – вышел на финишную прямую. Наиболее яркие события начавшегося плей-офф происходили в четвертьфинальном матче двух россиян – Сергея Карякина и Даниила Дубова. Весьма замысловатая, но чрезвычайно зрелищная форма этого соревнования предполагает выяснение отношений в сражениях, чем-то напоминающих теннисные поединки на большинство из трех сетов, каждый из которых представляет собой мини-матч из четырех быстрых партий с контролем времени «15+10». Невыраженным фаворитом перед началом этого поединка считался куда более опытный Карякин, однако в первый день он потерпел поражение с сухим счетом 0:3. Все могло закончиться уже во втором «сете», однако в четвертой партии – в совершенно ничейной позиции, при счете по «геймам» 2:1 в свою пользу – Дубов сначала просмотрел несложный удар, а затем упустил возможность заматовать короля соперника на тай-брейке – в так называемом армагеддоне. В третьем «сете» Карякин вернул молодому сопернику этот специфический долг. Во второй партии мини-матча, добившись в ходе напряженной борьбы совершенно выигрышного положения, Сергей подставился под двойной удар, потерял ладью и потерпел поражение. А его отчаянные попытки отыграться в третьей партии позволили Даниилу забить третий гол, доведя счет этого матча до крупного.
В полуфинальных матчах второго этапа Magnus Carlsen Chess Tour встречаются сам Магнус с Хикару Накамурой, а также Даниил Дубов с Дином Лиженем, победившим в четвертьфинале своего соотечественника Юй Яньи. А в ночь с пятницы на субботу по московскому времени определится победитель Clutch Chess, в финале которого сошлись между собой Фабиано Каруана и Уэсли Со.
комментарии(0)