0
6536
Газета Шахматы Печатная версия

12.03.2020 19:03:00

В борьбу за шахматную корону вмешался коронавирус

На турнире претендентов в Екатеринбурге произошла "невынужденная замена"

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Об авторе: Сергей и Марина Макарычевы – шахматные обозреватели.

Тэги: шахматы, турнир, екатеринбург, коронавирус, теймур раджабов

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

шахматы, турнир, екатеринбург, коронавирус, теймур раджабов Максим Вашье-Лаграв уже встречался с Дином Лижэнем и не боится играть с ним в Екатеринбурге. Фото Lennart Ootes/Grand Chess Tour

Коварный и непредсказуемый коронавирус, сумевший сломать все устоявшиеся представления и казавшиеся незыблемыми цивилизационные нормы, поставив в первой декаде марта на уши мировую экономику, добрался и до шахмат высших достижений. Вопросы, аналогичные тем, на которые не смогли найти приемлемые ответы многие международные спортивные федерации, поставили в сложное положение и руководство ФИДЕ.

А ведь поначалу проблема, заявившая о себе чуть более месяца назад, воспринималась не слишком серьезно, даже слегка юмористически. Да, конечно, среди участников открывающегося в середине марта в Екатеринбурге турнира претендентов – ключевого соревнования мирового календаря, призванного выявить будущего соперника Магнуса Карлсена по матчу за шахматную корону, – значатся два гроссмейстера из КНР... Ну и что? Не ломать же из-за какого-то вируса весь международный календарь или тем более проводить турнир без Дина Лижэня и Ван Хяо?! Ведь, ступив на сей зыбкий путь, пришлось бы лишать претендентский форум его глубинного спортивного смысла и фактически обесценивать результаты чрезвычайно яркого и интересного двухлетнего отбора. Тем более что один из китайских гроссмейстеров – Динь Лижэнь – далеко не последняя фигура в шахматном мире. Он относится к числу фаворитов турнира, входя наряду с чемпионом планеты Магнусом Карлсеном и вице-чемпионом Фабиано Каруаной в сонм «восьмисотников», то есть является гроссмейстером, уже давно перевалившим за символический чемпионский рубеж 2800 в рейтинг-листе ФИДЕ и не опускавшимся на протяжении нескольких лет ниже этой заоблачной отметки.

Короче, было понятно, что ломать турнир и резать его по живому никто не станет, а хорошо продуманные и выглядевшие безупречными профилактические меры – такие как двухнедельный предстартовый карантин Дина Лижэня и его тренерской группы (кстати, на территории России!) – вроде бы должны были полностью снять все опасения как наших санитарных властей, так и мировой шахматной общественности. К сказанному стоит добавить, что второй китаец – Ван Хяо – карантин не проходил, так как в этом году уже на протяжении долгого времени (судя по всему, как раз из-за коронавируса) не посещал свою родину.

Однако 6 марта обсуждение проблемы неожиданно вышло на новый виток. Именно в этот день было опубликовано официальное сообщение ФИДЕ, согласно которому в составе турнира претендентов произошла замена. Вместо выбывшего «по личным причинам» победителя Кубка мира азербайджанского гроссмейстера Теймура Раджабова «в игру вступил» первый номер кандидатского списка Максим Вашье-Лаграв (Франция), который тут же подтвердил свое участие. Да, конечно, отказ Раджабова вызвал у многих немалое удивление, но «личные причины» бывают разными, а среди цивилизованных людей их без особой нужды не принято обсуждать.

Однако на следующий день на ряде шахматных сайтов появилась перепечатка интервью Раджабова, в котором он четко объяснил причину своего решения. И эта причина – коронавирус. Теймур, в частности, обрисовал пусть и гипотетическую, но достаточно вероятную модельную ситуацию, в которой один из китайских гроссмейстеров или членов их тренерских групп начнет кашлять и чихать. В обычное время на такую мелочь никто не обратил бы внимания, однако в условиях разрастания эпидемии и порожденных ею страхов, а также возможного ужесточения карантинных мер эта «мелочь» может породить не только крайнюю нервозность других участников, но и вмешательство санитарных властей, сорвать турнир и привести к куда более серьезным последствиям, чем его перенос на более поздние сроки, к чему в переписке с ФИДЕ и призывал Раджабов. При этом бакинский гроссмейстер подчеркнул, что никогда не отказывался от участия в турнире претендентов, более того, был неплохо подготовлен к нему. А причины, по которым он не стал подтверждать свое участие в запланированные сроки, отнюдь не считает личными.

Достаточно очевидно, что в связи с возникшей проблемой, не имеющей, очевидно, безупречного во всех отношениях выхода, некоторые «шахматные оппозиционеры» могут попытаться использовать ситуацию для (как принято говорить) раскачивания лодки. А мало-мальски адекватную оценку происходящего и качества принятых ФИДЕ решений можно будет дать лишь задним числом – после затухания набирающей обороты эпидемии. Во всяком случае, сейчас (коль скоро санитарные власти нашей страны не ввели пока никаких чрезвычайных мер) юридических оснований для переноса сроков турнира претендентов попросту не существует.

Итак, на претендентском форуме произошла замена. При этом включение в него Вашье-Лаграва – очень сильного гроссмейстера, лишь самую малость (причем по каждому из трех основных критериев отбора!) не дотянувшего до завоевания путевки в Екатеринбург, – воспринято значительной частью шахматной общественности позитивно. Однако не стоит забывать о том, что замечательный французский гроссмейстер прилетит в столицу Урала из страны, внесенной нашими санитарными властями в число «опасных». Значит ли это, что все прибывшие из нее должны проходить карантин или самоизоляцию?! Или в особых ситуациях (хотя бы в принципе!) любое правило допускает исключение? Но ведь достаточно очевидно, что в случае начала эпидемии даже самые разумные и аргументированные исключения могут «в случае чего» породить крайне неприятный и далеко не шахматный ответ.

Кстати, своего рода жертвой коронавируса совсем недавно – на третьем этапе Гран-при ФИДЕ – стала китайская шахматистка Цзяо Сю, которая, согласно установленным в Китае и Швейцарии карантинно-санитарным правилам, не приехала на турнир, проводимый в швейцарской Лозанне. «Отряд не заметил потери бойца», однако всем было ясно, что подобные прецеденты крайне нежелательны. Кстати, замена «оказалась удачной»: вышедшая на старт Жансуя Абдумалик из Казахстана весьма решительно включилась в борьбу и за три тура до финиша делила вместе с сестрами Марией и Анной Музычук (Украина), Дронавалли Харикой (Индия) и нашей Алиной Кашлинской 3–6-е места. А лидировали на турнире Нана Дзагнидзе (Грузия) и Александра Горячкина, имевшая в восьмом туре все шансы, обыграв шведку Пию Крамлинг, единолично возглавить турнирную таблицу. Увы, полностью переиграв соперницу в окончании, россиянка в решающий момент пошла не тем путем.

Это соревнование закончится вечером 13 марта, поэтому и о его итогах, и, разумеется, о первых двух турах турнира претендентов в Екатеринбурге мы расскажем ровно через неделю. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
1187
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
12102
В казахстанском Шымкенте подходит к концу второй этап женского Гран-при ФИДЕ

В казахстанском Шымкенте подходит к концу второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Лидерство на турнире захватила Александра Горячкина

0
3334
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8302

Другие новости