Алиреза Фируджа – восходящая звезда мировых шахмат. Фото с сайта www.praguechessfestival.com
Послезавтра, 1 марта, в швейцарской Лозанне стартует третий этап женского Гран-при ФИДЕ – соревнование, результаты которого весьма существенно повлияют на состав будущего турнира претенденток на мировую шахматную корону, а еще две недели спустя в Екатеринбурге начнется главное соревнование первой половины этого года – претендентский форум мужчин.
Тем временем в Праге завершился международный шахматный фестиваль, главной и самой интересной частью которого стал своего рода «турнир молодых гроссмейстеров», собравший (разумеется, с легкой руки организаторов!) целую россыпь чрезвычайно интересных шахматистов, уже успевших громко заявить о себе, но еще не покоривших мировые шахматные вершины. Весьма симптоматично, что всего месяц назад нечто подобное сделали и устроители знаменитого турнира в Вейк-ан-Зее, хотя среди участников «Тата-стил-турнира» нашлось место и для звезд первой величины, включая Магнуса Карлсена и Фабиано Каруану – чемпиона мира его недавнего соперника по матчу за шахматную корону. Тогда как в столице Чехии молодые выясняли отношения без участия грандов, что придавало соревнованию особый колорит.
Впрочем, объединив словом «молодые» сразу нескольких гроссмейстеров, мы обязаны уточнить, что к таковым (без специальных оговорок) можно безоговорочно отнести лишь Сантоша Видита (Индия), Давида Антона (Испания), Яна-Кшиштофа Дуду (Польша) и, разумеется, восходящую звезду мировых шахмат – шестнадцатилетнего экс-иранца Алирезу Фируджу, недавно переехавшего вместе с родителями во Францию и выступающего теперь под «нейтральным» флагом ФИДЕ.
Исключительная ровность состава этого камерного соревнования, в котором выступали всего 10 шахматистов, предопределила не только невероятное упорство борьбы, но и высокий процент ничьих, а также высочайшую плотность результатов, что в конечном счете привело к тому, что сразу пятеро из них (ровно половина!) разделили в итоге первое место. Однако за несколько дней до финиша – по завершении пятого тура – всем казалось, что имя победителя этого соревнования де-факто уже определено. Именно в этот день единоличный лидер – Сантош Видит, встречавшийся с Алирезой Фируджой, одним из своих главных конкурентов, – умело воспользовался сверхоптимистичной игрой соперника в дебюте, эффектно разгромил его и оторвался от ближайших конкурентов на целое очко. Спустя два дня – в предпоследний игровой день – индийский гроссмейстер столь же ярко и уверенно начал партию против хозяина поля Давида Навары, уже в дебюте позиционно пожертвовал слона и имел все шансы не только выиграть эту партию, но и досрочно обеспечить себе первое место.
Однако шахматы, как и любой спорт, штука коварная, а фактор времени, умноженный на вполне естественное волнение и утомление, порой порождает удивительные промахи. И лидер турнира пал жертвой совокупности этих обстоятельств, сначала затруднив себе реализацию огромного преимущества, затем упустив его, и в завершение совершил решающую проигрывающую ошибку.
Удивительно, но даже после этого столь досадного для себя поражения Видит сохранил единоличное лидерство, однако, встречаясь в заключительном туре с отстававшим от него на целое очко Дудой, не смог совладать с нервами и был эффектно разгромлен польским гроссмейстером. Столь резкая смена декораций дала шансы на единоличную победу в турнире сразу нескольким участникам, в том числе и нашему Никите Витюгову, который в партии с американцем Сэмюэлем Шенклендом весьма оригинально, но отнюдь не слабо разыграл черными дебют, перехватил инициативу и получил на 14-м ходу удивительную возможность нанести тактический удар, форсированно выигрывающий две пешки и дающий ему совершенно выигрышную позицию. Увы, петербуржец пошел иным путем, а затем, пройдя мимо еще нескольких выгодных возможностей, потерпел поражение.
В результате судьба первого места решалась в поединке испанца Давида Антона и Алирезы Фируджи. Впрочем, это стало ясно лишь на четвертом часу игры, точнее, в цейтнотах, в которых происходили решающие события двух параллельно проходивших поединков. Именно в эти мгновения Витюгов допустил определивший его судьбу промах, а Антон не только не смог добить своего юного соперника, но и предоставил Фирудже возможность (чему не приходится удивляться в сумасшедших цейтнотных осложнениях) провести решающую контратаку. При этом контроль был уже пройден, значит, Алиреза, располагая куда большим, чем соперник, запасом времени, мог спокойно обдумать столь важное решение. Однако юный гроссмейстер ошибся, неточно оформив свой верный, по сути, тактический замысел. После чего испанский гроссмейстер воспользовался далеко не очевидной возможностью дать черному королю вечный шах.
В результате в этой захватывающей партии была зафиксирована ничья, а первое место на весьма скромном рубеже «+1» разделили сразу пятеро участников. Значит, для определения победителя турнира нужно было, согласно регламенту, провести тай-брейк, состоящий из двух блицпартий. Причем (если победителей основной части соревнования более двух) между собой должны встретиться лишь два из них – обладатели наивысшего коэффициента Бергера, главного дополнительного показателя. Таковыми по воле судьбы оказались главные герои турнира – Видит и Фируджа, причем явным фаворитом не без оснований считался самый юный участник, блистательно выступавший в Санкт-Петербурге и Москве на двух последних чемпионатах мира по ускоренным шахматам. И этот прогноз оказался абсолютно точным, выразившись в счете 2.0, который принес Фирудже победу на главном турнире пражского фестиваля.
Любопытно, что и на втором по значимости турнире, проходившем в эти дни в Праге, так называемом турнире челленджеров, тон задавали молодые. Единоличную победу одержал двадцатилетний голландец Йордан ван Форест, а второе место, разделив его с чуть менее юным бакинцем Ниджатом Абасовым, занял семнадцатилетний россиянин Андрей Есипенко.
комментарии(0)