Несмотря на накопленную в полуфинале усталость, Давид Паравян сумел победить и в главном поединке. Фото John Saunders/www.gibchess.com
В конце прошлой недели в Гибралтаре завершился один из крупнейших турниров международного шахматного календаря, проводимых по швейцарской системе. Можно даже сказать: организаторы Gibraltar Chess Festival оказались первыми, кто на деле доказал, что столь массовый формат (как-никак 250 участников! ) отнюдь не исключает возможности собрать выдающийся состав с приглашением звезд первой величины. И эта идея нашла последователей, заинтересовав шахматных спонсоров в катарской Дохе и на острове Мэн, который точно так же, как и Гибралтар, входит в состав Соединенного Королевства. Причем последний из названных турниров резко поднял в прошлом году свой статус, став не только FIDE Chess.com Grand Swiss, но и важнейшим отборочным соревнованием, победитель которого (а им достаточно неожиданно стал китаец Ван Хяо) получал право выступить на мартовском турнире претендентов на мировую шахматную корону.
Да, конечно, на фоне столь мощного и статусного соревнования, в котором (пусть и вне конкурса) выступали даже Магнус Карлсен и Фабиано Каруана, состав нынешнего гибралтарского форума выглядел относительно скромно, однако одновременное участие таких гроссмейстеров, как Максим Вашье-Лаграв (Франция), Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан), Веселин Топалов (Болгария), Василий Иванчук (Украина) и Кирилл Алексеенко (Россия), превратило этот турнир в главное событие последних дней прошлого месяца.
Еще одна особенность элитных швейцарок состоит в том, что вместе с гроссмейстерами-мужчинами в них принимают участие и многие ведущие шахматистки. Это объясняется тем, что для прекрасных дам проводится отдельный зачет, в рамках которого устанавливается несколько очень высоких, хотя и быстро убывающих призов: первый женский приз – 20 тыс., второй – 10 тыс., третий – 6 тыс. английских фунтов. Иными словами, у таких шахматисток, как Анна Музычук (Украина), Александра Костенюк, Наталья Погонина и Ольга Гиря (все – Россия), Тань Чжунъи и Лэй Тинцзе (обе – Китай), Антуанета Стефанова (Болгария) и Жансая Абдумалик (Казахстан), имелся неплохой стимул для успешного выступления. Неудивительно, что у этого «турнира в турнире» была и своя драматургия, и своя отдельная интрига.
…Перед последним туром в женском зачете лидировала Тань Чжунъи, а наибольшую опасность представляли для нее другая китаянка Лэй Тинцзе, Жансая Абдумалик, а также Лела Джавахишвили и Нино Басилашвили (обе – Грузия), отстававшие от лидера на пол-очка. При этом все они играли с гроссмейстерами-мужчинами, хотя и не имевшими высокой мотивации, но превосходившими каждую из них по рейтингу. И спортивное счастье оказалось на стороне китаянок, обыгравших в заключительный день соответственно Максима Лаграда (Франция) и Васифа Дурарбейли (Азербайджан). Именно они заняли в женском зачете первое и второе места.
А вот сражения мужчин так и не выявили единоличного победителя, хотя неплохие шансы стать таковым имел 17-летний россиянин Андрей Есипенко. Он очень уверенно проходил турнирную дистанцию, а в предпоследний день убедительно опроверг крайне рискованную дебютную стратегию иранца Пархама Магсудлу. Когда игра перешла в сложное окончание с весьма необычным соотношением материала, компьютерные оценки, как принято говорить, стали зашкаливать. Это означало, что для победы Андрею было необходимо лишь аккуратно рассчитать несколько коротких вариантов, а главное, убедиться, что при реализации этого замысла он ничего не зевает. Однако, на свою беду, Есипенко обнаружил «очень простое» альтернативное решение, в котором у соперника нашелся удивительный тактический швиндель, позволивший белым «убежать» на ничью.
Так или иначе, но в итоге на турнире оказалось сразу семеро гроссмейстеров, набравших в 10 турах по 7,5 очка, что сделало необходимым проведение дополнительного соревнования – блицевого тай-брейка, в котором по регламенту приняли участие не все семеро, а лишь четверо лучших из их числа, выбранные согласно главному дополнительному показателю – среднему рейтингу соперников. Наряду с Есипенко таковыми стали еще двое молодых россиян – Даниил Юффа и Давид Паравян (чуточку опередивший в дележе самого Максима Вашье-Лаграва) – и участник турнира претендентов Ван Хяо, которому не привыкать выигрывать супершвейцарки…
Назначенный перебой состоял из двух полуфиналов и финального матча, в каждом из которых борьба шла на большинство из двух партий. Ван Хяо сразу же заявил о себе как о бесспорном фаворите, уверенно победив в обеих партиях Юффу. Тогда как в поединке Есипенко и Паравяна дело (после двух основных и двух дополнительных партий, закончившихся вничью) дошло до «армагеддона», в котором победу белыми фигурами одержал более опытный шахматист. При этом казалось, что испытанное Давидом напряжение и накопившаяся усталость помешают ему в финальном поединке с несравнимо более свежим и именитым соперником.
Решающей в матче оказалась первая партия. Поначалу борьба в ней складывалась к выгоде китайского шахматиста. Однако на 23-м ходу Ван Хяо начал рискованную операцию, связанную с жертвой фигуры, но… не угадал. В острейшей тактической перепалке с обоюдными шансами участник турнира претендентов дважды ошибся и лишился надежд выйти сухим из воды. Так Паравян повел в счете, однако для победы в турнире ему нужно было еще не проиграть в ответном поединке.
Решение, которое в сложившейся ситуации, играя белыми, принял московский гроссмейстер, делает ему честь, но вряд ли может считаться рациональным. Он, как принято говорить, пошел на борьбу, в которой мог не только выиграть, но и проиграть. И уже вскоре после дебюта этот второй вариант стал казаться наиболее вероятным. Ван Хяо перехватил инициативу и в сложнейшем миттельшпиле с разноцветными слонами имел возможность развить сильнейшую атаку на ослабленную позицию белого короля. Однако хорошо то, что хорошо кончается. Паравян сохранил хладнокровие и воздвиг глубокоэшелонированную оборону, когда же его грозный соперник допустил размен сначала пары ладей, а затем и ферзей, стало ясно, что партия завершится победной для россиянина ничьей.
Что и говорить, результаты главного турнира Gibraltar Chess Festival оказались не только очень приятными для молодых российских гроссмейстеров, но и по-настоящему сенсационными. Ведь все титульные фавориты соревнования (за исключением Ван Хяо и Вашье-Лаграва) отстали от победителей.
Тем временем в ночь с четверга на пятницу по московскому времени начался Cairns Cup – женский супертурнир с небывалым для подобных соревнований призовым фондом в 180 тыс. долл. И хотя мы не увидим на этом соревновании ни Александры Горячкиной, ни Анны Музычук, ни Тань Чжунъи, ни Лэй Тинцзе, однако в Сент-Луисе выступит чемпионка мира Цзюй Вэньцзюнь (Китай), а также Хумпи Конеру и Дронавалли Харика (обе – Индия), Мария Музычук (Украина), Екатерина Лагно, Александра Костенюк и Валентина Гунина (все трое – Россия). А это означает, что на берегах Миссисипи предстоит интересная захватывающая борьба.
комментарии(0)