Главным героем полуфинальных сражений оказался не чемпион мира Магнус Карлсен, а Максим Вашье-Лаграв (слева). Фото со страницы Grand Chess Tour в Flickr
Спустя несколько дней по завершении заключительного отборочного этапа четверо победителей Гранд-чесс-тура переехали в Лондон, чтобы в рамках традиционного шахматного фестиваля London Chess Classic разыграть главные награды элитного гроссмейстерского многоборья. Впрочем, для одного из них, Максима Вашье-Лаграва, дорога в английскую столицу оказалась куда короче, чем для соперников. Ведь французский гроссмейстер не принимал участия в двух последних отборочных этапах и попал в финал лишь благодаря счастливому для себя стечению обстоятельств. В связи с тем, что хозяин поля Виши Ананд не попал в Колкате в шестерку победителей, заняв седьмое – первое «невыходящее» для себя место.
Любопытно, что все предстартовые опросы предсказывали Магнусу Карлсену безоговорочную победу на London Chess Classic, тогда как шансы Вашье-Лаграва – его соперника по полуфинальному матчу – расценивали ниже всех. Можно предположить, что основанием для таких оценок стал недавний «индийский» триумф чемпиона мира, а также то обстоятельство, что французскому гроссмейстеру предстояло начать лондонские баталии именно с матча против главного фаворита. Все это так, однако на стороне Вашье-Лаграва имелись два весомых козыря. Один из них состоял в том, что, в отличие от соперников, он выходил на бой отдохнувшим и не нуждался в адаптации к весьма существенной разнице во времени между Калькуттой и Лондоном. Кроме того, могла «сыграть» и многократно проверенная на практике примета, согласно которой шахматист, попадающий в число участников соревнования в последнюю минуту, почти всегда показывает исключительно высокий результат.
Что касается регламента финальных сражений, то (в строгом соответствии с идеологией Гранд-чесс-тура) они состоят из трех разновидностей шахматной игры. Сначала (и в полуфиналах, и в финале) гроссмейстеры проводят по две партии в классику, которую сменяют быстрые шахматы и блиц. При этом за каждую «медленную» победу начисляется по 6 очков, за успех в рапиде – по 4, а за выигрыш блицпартии – только 2. Однако судьба обоих полуфинальных матчей решалась как раз в менее престижные ускоренные шахматы, так как все четыре классические партии, сыгранные гроссмейстерами, после напряженной борьбы завершились вничью. Когда же дело дошло до быстрых шахмат, стало ясно, что Дин Лижэнь уверенно обыгрывает Левона Ароняна. Было хорошо известно, что физическое состояние армянского гроссмейстера далеко от идеала, что он нуждается в операции и последующем восстановлении. Вероятно, именно этим объясняется провал Левона на турнире в Калькутте, а также его вынужденное решение пропустить четвертый этап Гран-при ФИДЕ, который начнется через несколько дней в Иерусалиме. Впрочем, нельзя не отметить и исключительно уверенную игру китайского гроссмейстера, сумевшего в головоломных осложнениях найти целую серию очень точных решений.
Между тем в матче с участием чемпиона мира две быстрые партии (как до этого и две классические) закончились вничью. Равновесие в счете не было нарушено, а окончательное выяснение отношений перешло в стадию блица. И уже в первой блицпартии Магнус Карлсен удивил всех. Он решил повторить опасный эксперимент, разыграв рискованный вариант, примененный им накануне во второй партии в классику. Тогда выбор чемпиона мира оказался для соперника неожиданным, что позволило норвежскому викингу уверенно решить все дебютные проблемы и легко уравнять игру. Однако «повторение пройденного» едва не обернулось для фаворита катастрофой. Когда же после ошибки Вашье-Лаграва Карлсен смог защитить тяжелую позицию, то стало казаться, что психологическая инициатива окажется на его стороне. Тем удивительнее было наблюдать, как в следующей партии – в явно ничейном ладейном окончании – Магнус проявил совершенно не свойственную себе беспечность, недооценил коварство позиции и потерпел поражение. Да, ему не раз удавалось в подобной манере обыгрывать даже самых грозных соперников, но трудно припомнить, чтобы их жертвой (даже в блице!) пал бы сам норвежский викинг.
Казалось, что после этой победы у французского гроссмейстера появились великолепные шансы на общий матчевый успех, но в следующем поединке, словно возвращая своеобразный долг, он допустил непостижимую позиционную ошибку, сразу же превратившую его великолепное положение в стратегически проигрышное. Счет сравнялся – и после еще одной (на этот раз относительно спокойной) ничьей судьбу матча должен был решить тай-брейк, состоящий из двух партий с промежуточным (между рапидом и блицем) 10-минутным контролем времени. Решающей в этом невероятно драматичном сражении оказалась первая партия, в которой белые фигуры принадлежали Магнусу Карлсену.
Чемпион снова рискнул, решив повторить свой далеко не однозначный дебютный выбор из первой классической партии. Правда, на этот раз он немного усилил игру белых, но все равно было трудно понять, чья атака опаснее и чья стратегия заслуживает предпочтения. Однако в постдебютной стадии фаворит действовал намного точнее, захватил инициативу и, казалось, вот-вот одержит победу. Однако блиц есть блиц! И две ошибки белых полностью изменили картину боя. Вашье-Лаграв упростил позицию, выиграл пешку, перевел игру в окончание и уверенно довел его до победы. А в следующей партии, оказавшейся в матче последней, француз не стал рисковать и, используя белый цвет фигур, лишил соперника каких-либо шансов отыграться.
Так родилась главная сенсация финального турнира Гранд-чесс-тура. Чемпион мира потерпел поражение и лишился возможности поспорить за главный приз элитного многоборья. Сегодня в Лондоне будет сыграна первая партия решающего матча, в котором встретятся китайский гроссмейстер Дин Лижэнь и Максим Вашье-Лаграв из Франции.
комментарии(0)