В центре – победитель Кубка мира по шахматам Теймур Раджабов. Фото с сайта www.khantymansiysk2019.fide.com
В столице Югры Ханты-Мансийске завершился Кубок мира по шахматам. Судьба главного приза решилась в невероятно драматическом матче между рейтинг-фаворитом соревнования Дином Лиженэм и Теймуром Раджабовым, не добивавшемся в последние годы по-настоящему крупных успехов мирового уровня.
Неделю назад мы рассказали о том, что происходило в первых трех партиях финального матча, в котором китайский гроссмейстер сначала вышел вперед, но не удержал добытого во второй партии преимущества. Судя по всему, Дин решил после этого исключить какой-либо риск, не без оснований полагая, что, даже завершая на тай-брейке партию за партией вничью, сможет – по мере предусмотренного регламентом сокращения времени на обдумывание – увеличить свое превосходство над бакинским гроссмейстером. И с чисто формальной точки зрения это вроде бы было действительно так. Ведь перед началом турнира Дин Лижэнь являлся не только третьим (после Карлсена и Каруаны) номером «классического» рейтинга, но занимал также третье место в быстром и второе – в блицевом рейтинге. Иными словами, по данным параметрам он значительно превосходил соперника в обоих видах ускоренных шахмат. А недавняя «сухая» (со счетом 2:0 на тай-брейке пятого этапа Гранд-чесс-тура) победа китайского шахматиста над чемпионом мира Магнусом Карлсеном лишь добавила этой стратегии солидности и основательности.
Безусловно, подобные отвлеченные рассуждения стоило бы прокомментировать цитатой из русской народной мудрости: «Гладко было на бумаге...», но все же нельзя отказать им и в известной логике. Что касается Теймура Раджабова, лишь недавно вернувшегося после значительного перерыва в большие шахматы, то не стоит забывать о том, что лет 15 назад он великолепно играл в быстрые шахматы и блиц, нередко побеждая на весьма престижных турнирах.
Однако первая партия тай-брейка, в которой бакинский гроссмейстер играл белыми, началась по сценарию его оппонента. Среди огромного многообразия дебютных вариантов Дину Лижэню удалось выискать весьма опасное для себя, но при этом совершенно неожиданное для соперника разветвление, опровергнуть которое в условиях крайне ограниченного времени на обдумывание ходов очень непросто. И рискованный дебютный эксперимент полностью оправдал себя. Раджабов начал подолгу задумываться, но все же не смог избежать ошибок. В результате уже к 20-му ходу преимущество Лиженя по времени достигло 10 минут (17 против 7), причем позиция китайского гроссмейстера неуклонно улучшалась. В этот момент казалось, что его победа – вопрос всего нескольких минут и одного-двух точных решений на шахматной доске. Однако положение на доске оставалось невероятно сложным и крайне непростым для разыгрывания, что оставляло Теймуру кое-какие практические шансы.
Случившееся в этот момент было похоже на чудо, но это чудо произошло. Сначала Дин почти полностью амнистировал соперника своим 32-м ходом, а после еще одной ошибки черных на 34-м ходу Раджабов получил прекрасные шансы не только спасти, но даже выиграть многострадальную партию! Однако в острейшем обоюдном цейтноте он упустил выгодные для себя возможности и хотя перевел игру в чуть лучшее для себя окончание, но реальных шансов победить уже не имел.
Следующие три быстрые партии с контролем времени сначала 25+10, а затем 10+10 (что означает: 10 мин. основного временного капитала с автоматическим добавлением 10 сек. после каждого сделанного хода) проходили относительно спокойно и без особых приключений закончились вничью. Что означало: судьбу Кубка мира должен решить блиц, а в случае сохранения ничейного счета и Армагеддон – решающая партия, которую белые, имея на минуту больше, обязаны выигрывать.
Казалось, будучи вторым блицором мира, китайский гроссмейстер имеет в пятиминутках заметное преимущество, однако куда более важным оказалось то, что можно условно назвать фактором нервов, то есть способностью сохранять даже в самых сложных ситуациях ясную голову, самообладание и хладнокровие. Именно эти качества позволили Теймуру Раджабову в первой блицпартии не только выстоять в крайне непростом для себя окончании, но и, воспользовавшись ошибкой соперника на 52-м ходу, перехватить инициативу и добиться победы. А затем выиграть снова, парировав все попытки грозного соперника отыграться на финише этого изматывающего марафона.
Что и говорить, победа бакинского гроссмейстера как в финале Кубка мира, так и во всем этом соревновании была расценена шахматным сообществом как сенсация. И это несмотря на то, что никто не сомневается в огромном таланте этого замечательного шахматиста. Просто казалось, что Раджабов перестал ставить перед собой по-настоящему масштабные задачи, переключившись на семейную жизнь, общественную деятельность и подготовку смены в своей шахматной академии. Мы со своей стороны искренне поздравляем Теймура с этим замечательным успехом и желаем ему не останавливаться на достигнутом...
Между тем в Ханты-Мансийске – параллельно с главным финалом – проходил и матч за третье место, в котором Максим Вашье-Лаграв (Франция) уверенно обыграл с общим счетом 4:2 китайского гроссмейстера Юй Янъи. Результаты завершившегося соревнования неожиданно заострили вопрос об участии в предстоящем турнире претендентов российских гроссмейстеров, ни один из которых этого права пока не завоевал. Впрочем, у двух россиян – Александра Грищука и Яна Непомнящего – сохраняются неплохие шансы «квалифицироваться» через продолжающийся Гран-при ФИДЕ, а кроме того, кто-то из наших гроссмейстеров вполне может выиграть отборочный супертурнир по швейцарской системе, который начался вчера на английском острове Мэн.
Самое любопытное, что список из 160 участников этого звездного соревнования возглавляют чемпион мира Магнус Карлсен и вице-чемпион Фабиано Каруана, которым никуда отбираться не надо. И может случиться так, что единственная путевка на турнир предендентов «по линии острова Мэн» достанется третьему призеру этого соревнования. Но обо всем этом подробнее мы расскажем на следующей неделе.
комментарии(0)