Ян Непомнящий поздравляет Виши Ананда с победой после потери своей ладьи в ничейной позиции. Фото Lennart Ootes/Grand Chess Tour
В минувшую субботу, придя на смену четвертому «быстрому» этапу Гранд-чесс-тура, в Сент-Луисе начался пятый, который носит имя Рекса Синкфилда – генерального спонсора турнира, а по совместительству и главного спонсора американских шахмат. По сравнению с «быстрыми» этапами на «медленных» классических этапах, первый из которых проходил в хорватском Загребе, гроссмейстерам начисляется примерно в полтора раза больше зачетных очков, что делает кубок Рекса Синкфилда чрезвычайно важным в спортивном отношении. Так, например, для Максима Вашье-Лаграва этот турнир последний в отборе, в котором он принимает участие. И несмотря на вторую позицию, занимаемую французом в элитном гроссмейстерском многоборье, не слишком удачное выступление на берегах Миссисипи может поставить под вопрос попадание вице-лидера общего зачета в заветную четверку, которая поборется в декабре в Лондоне за победу на Гранд-чесс-туре.
С чисто цифровой точки зрения неплохими представляются шансы попасть в лондонский финал и у Левона Ароняна (Армения), а также Уэсли Соу (США). Однако, как и в случае с Вашье-Лагравом, очень многое зависит от того, как они выступят на кубке Синкфилда. Ведь серьезнейшую конкуренцию (хотя бы теоретически!) могут составить им ближайшие преследователи, в первую очередь обладатель второго классического рейтинга, вице-чемпион мира Фабиано Каруана (США) и китаец Динь Лижень, занимающий в этом списке третье место.
При этом, несмотря на весьма невыразительное выступление на закончившемся здесь же, в Сент-Луисе, неделю назад «ускоренном» этапе, не подвергаются сомнению шансы лидера многоборья Магнуса Карлсена. В его пользу говорят как огромный авторитет чемпиона мира, так и весьма солидный отрыв, которого норвежец достиг на первых двух этапах. Однако игра, которую фаворит демонстрировал на четвертом этапе, была слишком не похожа на фирменную карлсеновскую, что привело, в частности, к тому, что он съехал с первой позиции в текущих рейтингах рапида и блица, уступив в них лидерство соответственно Вашье-Лаграву и Накамуре.
И вот турнир начался. Главное бросавшееся в глаза отличие «классики» от рапида и особенно блица состояло в почти полном отсутствии промахов, разрушающих нормальную логику борьбы и переворачивающих все на доске с ног на голову. Можно, конечно, полагать, что эта непредсказуемость свойственна любому настоящему спорту и лишь повышает его зрелищность. Однако применительно к нашей невероятно сложной и содержательной игре утверждать это все равно что говорить, будто бы все богатство и красота футбола сводятся к трепету сетки ворот за спиной пропустившего гол вратаря, тогда как командное взаимодействие при организации игры или красивые комбинации в центре поля – это малосущественные и не слишком важные для болельщиков детали. Но при таком подходе было бы необходимо признать счет 12:10 несравнимо более уместным и привлекательным, нежели, например, скромный итог 1:0 или 2:1...
Не скроем, наше лирическое отступление хотя бы отчасти связано с тем, что в первых трех турах супертурнира в Сент-Луисе лишь одна из восемнадцати сыгранных на нем партий закончилась результативно. И хотя этот «пацифизм» был обусловлен исключительно высоким уровнем игры, многие болельщики начали роптать. Да, такую игру скептики вправе назвать осторожной, но, на наш взгляд, справедливее было бы использовать несколько иные эпитеты. Ведь если копнуть чуточку глубже, то нельзя не понять, что творчество ведущих гроссмейстеров мира было весьма содержательным, качественным и... интересным. Причем бесспорных промахов на старте было допущено всего лишь три – и все в партиях одного и того же шахматиста, россиянина Яна Непомнящего.
Так, в первом туре, выдержав долгую и трудную защиту, Ян добился ничейной позиции, после чего расслабился и... грубо зевнул ладью, что сразу же принесло победу его сопернику – экс-чемпиону мира Виши Ананду (Индия). На следующий день Непомнящий вполне мог отыграться, но не обратил внимания на невероятно элегантную и необычную по рисунку комбинацию, которую, ошибившись в примерно равной, хотя и очень сложной позиции, допустил Фабиано Каруана. Да, конечно, человек не компьютер, и ему никогда не придет в голову, что после жертвы ладьи можно хладнокровно отступить ферзем далеко назад – и это вопреки всем стереотипам полностью дезорганизует оборону соперника, позволит атакующей армии перегруппироваться и устремиться в решающее наступление...
Еще одну бесспорную ошибку, кардинально изменившую оценку позиции, допустил два дня спустя в партии с тем же Фабиано Каруаной Левон Аронян. Впрочем, армянский гроссмейстер находился в этот момент в вечном цейтноте, играя, как принято говорить, «на секундах», то есть используя те тридцатисекундные добавления, которые игроки получают после каждого сделанного ими хода. Уверены, что в иной хронометрической ситуации он легко сообразил бы, что может сделать ставку на доминацию и вынудить соперника (во избежание худшего) самому форсировать ничью вечным шахом.
Таким образом, турнирную таблицу после четвертого тура возглавили Каруана и Ананд, хотя индийский гроссмейстер был близок к тому, чтобы обыграть Уэсли Со (США) и выйти в единоличные лидеры. При беглом взгляде казалось, что в этой яркой и драматичной партии соперники допустили несколько значимых ошибок, однако тщательный анализ показал, что далеко не все рекомендации компьютеров являются истиной в последней инстанции.
На фоне этих событий был почти незаметен главный шахматный герой современности, неординарная личность которого неожиданно отодвинулась на второй план. Впрочем, думается, если бы не весьма скромное выступление Магнуса Карлсена на предыдущем этапе, то нынешняя длинная ничейная серия чемпиона не вызывала бы в шахматном мире стольких эмоциональных откликов. Что же это – отдельный эпизод в спортивной карьере сильнейшего шахматиста мира или начало его длительного спада? Для того чтобы ответить на данный вопрос, стоит вспомнить, что подобные спады уже случались с Магнусом и ранее, хотя на этот раз в его игре пропала та особая чистота и выверенность действий, которая всегда отличала творчество «настоящего» Карлсена. Поэтому не будем гадать, пытаясь отыскать причины происходящего. Как говорится, поживем – увидим...
Пятый игровой день ознаменовался резким повышением готовности к риску со стороны сразу нескольких участников. Возможно, сыграла свою роль и неизбежная на столь напряженном турнире нервотрепка, породившая целую череду ошибок, от которых гроссмейстеры отучили своих болельщиков на старте. Сразу две результативные партии в одном туре – такого на супертурнире еще не было! Приятно отметить, что победу наконец-то одержал Непомнящий, очень технично переигравший в окончании Хикару Накамуру. Это позволило Яну уйти из минуса и влиться в большую группу преследования, в которую наряду с ним входят Магнус Карлсен, Сергей Карякин, Уэсли Со, Максим Вашье-Лаграв и Шахрияр Мамедьяров. А к лидерам – Виши Ананду и Фабиано Каруане – присоединился китайский гроссмейстер Дин Лижень, воспользовавшийся неточностями Аниша Гири.
Между тем в Ижевске закончились вчера суперфиналы чемпионатов России среди мужчин и женщин. Не будем ставить себя в смешное положение и описывать крайне напряженную спортивную ситуацию, которая сложилась перед началом заключительного тура, а вместо этого перенесем подведение итогов этих турниров на следующую пятницу.
комментарии(0)