Уэсли Со сумел воспользоваться допущенными Сергеем Карякиным ошибками. Фото World Chess
Прошло лишь несколько дней – и вслед за классическим этапом Гранд-чесс-тура (см. «НГ» от 12.07.19) стартовал второй этап другого элитного шахматного многоборья – Гран-при ФИДЕ. Напомним, что в этом соревновании гроссмейстеры ведут борьбу за две путевки на турнир претендентов, победитель которого получит право бросить вызов чемпиону мира Магнусу Карлсену. Поэтому среди участников Гран-при нет не только самого чемпиона, но также Фабиано Каруаны и Дина Лиженя – двух шахматистов, уже завоевавших право выступить на претендентском форуме.
Одной из новинок этого многоборья стал его новый формат. Ныне все этапы проводятся не по круговой (как раньше), а по кубковой системе – с выбыванием, что сделало их похожими на своего рода мини-кубки мира, волей-неволей заставив задействовать для определения победителей такое экстремальное средство, как тай-брейки, в которых при счете 1:1 проводятся сражения в быстрые шахматы и блиц, а если потребуется, то и так называемый армагеддон.
Предполагалось, что этот формат повысит зрелищность игры и ее результативность, однако по факту (применительно к основной – «медленной» части соревнования) достигнут прямо противоположный результат. Большинство гроссмейстеров под угрозой немедленного вылета предпочитают действовать в достаточно осторожной манере, а едва ли не весь драматизм борьбы переместился на тай-брейки, когда острый дефицит времени не оставляет возможности принимать взвешенные продуманные решения. Наиболее ярко эти особенности турнира проявили себя в творчестве одного из самых именитых его участников – Сергея Карякина.
Начнем с того, что слепой жребий определил в качестве соперников россиянину едва ли не самых сильных участников соревнования. В 1/8 финала таковым стал обладатель пятого мирового рейтинга Аниш Гири (Нидерланды), а после сверхдраматической победы над столь мощным оппонентом Сергей скрестил шпаги с четвертым номером этого списка – американцем Уэсли Со. Неудивительно, что все основные «медленные» партии обоих мини-матчей проходили в сдержанной маневренной борьбе и закончились вничью. Однако после перехода к рапиду и блицу картина сражения кардинально изменилась. В результате Сергею удалось выиграть первую дополнительную партию с достаточно щадящим контролем 25+10 (25 минут основного временного капитала с автоматическим добавлением 10 минут после каждого сделанного хода), но в следующем быстром поединке Карякин действовал не слишком удачно и проиграл чуть худшее для себя, хотя поначалу и вполне защитимое окончание.
Решающей в этом матче едва не стала вторая блицпартия с контролем 5+3, однако на этот раз свои шансы упустил уже голландский гроссмейстер. В результате все должен был решить армагеддон – решающая партия, в которой, имея пять минут против четырех у соперника, белые обязаны обязательно побеждать, так как ничья по регламенту равносильна для них поражению. Любопытно, что руководивший черными фигурами Гири очень хорошо разыграл дебют и к тому же добился не только прекрасной игры, но и преимущества по времени. Однако на 24-м ходу начал самоубийственную операцию, почти сразу же развалившую его крепкую надежную позицию.
Еще более драматично развивались события в параллельном матче между Левоном Ароняном (Армения) и Юй Яньи (Китай). Правда, «главной» в этом поединке оказалась вторая блицпартия с контролем 5+3, в которой армянскому гроссмейстеру, вышедшему из дебюта с заметным преимуществом, было достаточно сделать ничью. Однако, как принято говорить, блиц есть блиц, а последовавший вслед за этим армагеддон завершился неприемлемой для игравшего белыми Ароняна ничьей...
Но, пожалуй, самой драматичной выдалась концовка четвертьфинального поединка между Карякиным и Со. Первые шесть партий этого матча проходили в сдержанной академичной манере и закончились вничью. Однако когда настало время блица, соперники полностью сменили парадигму. Так, в ответ на очень рискованную новинку Карякина соперник ответил явно некорректной жертвой ферзя за двух слонов и две пешки. Казалось, что Сергею нужно лишь аккуратно реализовать доставшееся ему преимущество. Но, как вскоре выяснилось, именно отказ от решительных действий создал для него значительные технические проблемы. А две последовавшие вслед за этим невынужденные ошибки почти сразу же привели черных к поражению.
Следующая блицпартия, в которой Карякина устраивала только победа, явилась своеобразной калькой предыдущего поединка. Невнятная игра белых в дебюте, мощная атака соперника и полная смена декораций после нескольких допущенных Со оплошностей. Однако ее концовка снова оказалась для россиянина безрадостной. На 33-м ходу наш гроссмейстер амнистировал соперника, позволив тому в явно проигрышной ранее позиции дать вечный шах белому королю.
Эта драматическая развязка подвела итог четвертьфинальным сражениям, назвав последнего участника полуфиналов, которыми ранее стали Максим Вашье-Лаграв (Франция), Александр Грищук (Россия) и Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан).
комментарии(0)