Ключевая партия тура Екатерина Лагно – Александра Горячкина закончилась вничью. Фото с сайта www.fwct2019
В Казани подходит к концу турнир претенденток, однако с повестки дня уже практически снят вопрос о его победительнице. Ведь за четыре тура до финиша отрыв лидера Александры Горячкиной от ближайшей «конкурентки», другой российской шахматистки Катерины Лагно, составил 2,5 очка! Стыковой поединок между ними, завершившийся в 10-м туре вничью, и сделал уместным использование кавычек в слове «конкурентка», так как помешать Александре довести до логического завершения столь удачно начатое ею дело может теперь только чудо.
Мы уже отмечали неделю назад, что ни одна шахматистка в истории никогда не действовала в подобной карлсеновской манере и уж тем более не добивалась при этом столь значительных успехов. Ведь именно стабильность игры без пяти минут победительницы турнира и минимальное число промахов, допущенных Горячкиной в Казани, позволило ей, резко выделяясь на фоне всех остальных участниц, добиться столь впечатляющего отрыва. Неудивительно, что при таком развитии спортивной интриги весь претендентский форум словно бы разделился на две неравные части: саму Александру и всех остальных.
Да, конечно, можно утверждать, что во многих встречах претендентского форума Горячкиной очень везло. Так, в партии пятого тура против шедшей на 3-м месте китаянки Юй Янъи молодая россиянка обыграла соперницу в совершенно ничейном поначалу ладейном окончании, на следующий день Александра выстояла в тяжелейшей позиции, а затем и переиграла героя старта Нану Дзагнидзе из Грузии, еще три дня спустя, действуя в чисто технической манере, сокрушила экс-чемпионку мира Александру Костенюк, а затем наказала Валентину Гунину за характерную для этой яркой шахматистки остро импровизационную игру.
Все это как будто бы свидетельствует о том, что Горячкиной «везло в Казани как первому призеру», однако, констатируя этот факт, нельзя забывать о невероятной стойкости и хладнокровии Александры, без которых не было бы ни мощного попутного ветра, на протяжении всей турнирной дистанции надувавшего паруса ее корабля, ни ее фантастического результата. Вдумайтесь в сухие цифры: целых 8 очков, набранные лидером в первых 10 турах – и это притом, что шедшая второй Катерина Лагно имела лишь 5,5, а сестры Мария и Анна Музычук из Украины набрали только по 5 очков! В связи со столь невероятным отрывом рискнем досрочно поздравить 20-летнюю россиянку с победой в турнире и пожелать ей столь же успешно выступить на титульном матче за мировую шахматную корону.
Тем временем в норвежском Ставангере завершается 7th Altibox Norway Chess 2019 – супертурнир, проводимый по совершенно новой, поистине новаторской формуле. Происходящие на нем события заставляют испытывать авторов этой публикации весьма противоречивые чувства. С одной стороны, приятно констатировать, что все соображения критического характера, которые мы высказали неделю назад, оказались более чем уместными. Ведь шахматы – это не только азартное зрелище, но, как считалось до сравнительно недавнего времени, еще (хотя бы отчасти!) наука и искусство. Да, в нашей игре входят в моду и закрепляются в качестве самостоятельных дисциплин такие виды противоборства, как рапид, блиц и даже «пуля». Для тех, кто не является завсегдатаем шахматных интернет-тусовок, сообщим, что «пуля» – это жаргонный термин, характеризующий подобную полету пули скорость игры, в которой каждый из соперников имеет на все про все всего лишь по минуте времени. Оказывается, можно играть и так, более того, демонстрировать при этом вполне сносное качество принимаемых решений. У этой «пулевой» игры имеются свои сторонники и свои виртуозы, главным из которых является «американский самурай» Хикару Накамура.
Думается, и «пуля», и обычный блиц являются достаточно любопытными самодостаточными спортивными дисциплинами, однако считать, что самой интересной и содержательной разновидностью интеллектуального творчества людей является столь любимая многими телевизионная игра «Что? Где? Когда?» – это, согласитесь, некий перебор. Может показаться, что, говоря в подобном ключе о происходящем в Ставангере, мы занимаемся некорректными сопоставлениями и откровенным передергиванием, но выступаем при этом лишь против совмещения несовместимого – против «скрещивания ужа с ежом», в рамках которого, например, крупному ученому, занимающемуся решением по-настоящему серьезной проблемы, вдруг предложат для проверки возникшей у него гипотезы ответить в течении 30 секунд на коварный вопрос из конкурса «знатоков». Иными словами, происходит слишком уж быстрая и неподъемная для психики большинства даже очень сильных и продвинутых гроссмейстеров смена жанра. Но именно это мы ежедневно наблюдаем на супертурнире 7th Altibox Norway Chess 2019, в котором относительно нормальный четырехчасовой контроль времени внезапно сменяется (причем в рамках продолжающейся партии!) быстрыми шахматами, а затем (в случае ее ничейного исхода) еще и дополняется блицевым Армагеддоном.
На шахматных интернет-форумах даже высказывались предположения, что этот удивительный формат придуман норвежцами специально «под Карлсена», который не только уверенно захватил на турнире лидерство, но и смог избежать многочисленных нелепейших ляпов, характерных для творчества почти всех других участников. Думается, это предположение не соответствует действительности, а огромные адаптивные способности сильнейшего шахматиста мира связаны и в первую, и во вторую очередь с огромным масштабом его шахматного дарования. Но, глядя на то, как во многих Армагеддонах проходит и заканчивается борьба, становится по-человечески жалко сильнейших гроссмейстеров мира и попросту обидно за шахматы…
комментарии(0)