На старте игры Ян Непомнящий еще не знал о своем грядущем триумфе. Фото с сайта www.worldchess.com
Завершился первый этап Гран-при ФИДЕ – элитного гроссмейстерского многоборья, представляющего собой одну из ветвей отбора участников турнира претендентов, который, согласно графику розыгрыша мировой шахматной короны, должен пройти весной следующего года.
Несмотря на отборочный статус Гран-при, побудивший отказаться от участия в нем не только чемпиона мира Магнуса Карлсена, но и двух гроссмейстеров, уже застолбивших (или почти застолбивших) за собой право выступить на претендентском форуме, а именно Фабиано Каруану и Дина Лиженя, московский этап собрал невероятно сильный и боевитый состав. И как часто случается в соревнованиях столь высокого уровня (да еще и проводимых по нокаут-системе!), его главные герои – шахматисты, оказывавшиеся в центре болельщицкого внимания, – быстро сменяли друг друга.
Так, на старте всех очаровала игра молодого московского гроссмейстера Даниила Дубова. Затем действующего чемпиона по быстрым шахматам сменил обыгравший его американец Хикару Накамура, который в очередной раз доказал свое блистательное владение шахматной теорией относительности. Иными словами, умение точно взвешивать соотношение столь вроде бы разных вещей, как качество принимаемых на доске решений и затрачиваемое на это время.
Думается, именно горячее желание Александра Грищука – следующего соперника «американского самурая» – во что бы то ни стало избежать выяснения отношений на столь выгодном для Накамуры тай-брейке стало тем нервом, вокруг которого выстроилась вся драматургия борьбы в самом ярком и драматичном матче турнира. Это было острейшее противостояние характеров и подходов, в котором чисто шахматные приоритеты российского гроссмейстера оказались весомее. Причем обе «обычные» партии держали в невероятном напряжении не только соперников, но и едва ли все наблюдавшее за их борьбой шахматное человечество.
В этом матче дело так и не дошло до тай-брейка, тогда как в другом полуфинальном поединке, в котором сошлись Ян Непомнящий и Радослав Войташек, выявить победителя должен был именно перебой. И хотя чисто цифровые показатели вроде бы свидетельствовали о явном превосходстве российского гроссмейстера, первая быстрая партия едва не закончилась его поражением. Трудно понять, отчего Ян столь неудачно разыграл в ней дебют, и столь же нелегко объяснить, что обусловило непостижимые промахи польского гроссмейстера при реализации огромного внезапно доставшегося ему преимущества.
Так или иначе, но психологическая инициатива в матче перешла к Непомнящему, и во второй партии «усеченного рапида», в которой каждый из соперников имел по 10 минут «основного времени» с автоматическим добавлением 10 секунд после каждого сделанного хода, более высокий «быстрый» класс россиянина дал о себе знать. В результате финал московского этапа Гран-при ФИДЕ оказался чисто российским. Перед его началом трудно было отдать предпочтение кому-либо из соперников, тем более что по текущему «обычному» рейтингу они стояли вровень, деля 6–7-е места в мировой табели о рангах. Вероятно, именно ясное понимание того, что цена ошибки в финальном матче чрезвычайно высока, побудило соперников действовать с оглядкой. В результате обе «медленные» партии этого поединка протекали очень солидно и без каких-либо внешних эффектов закончились вничью. Не изменился характер борьбы и в первом быстром поединке, что выглядело достаточно логичным, так как цифры рейтинга свидетельствовали о примерном равенстве сил и в этом виде шахматного единоборства. Но было понятно, что при предусмотренном правилами дальнейшем уменьшении времени на раздумье преимущество должно оказаться на стороне Непомнящего. Вероятно, именно поэтому, даже играя черными, Грищук не стал на 16-м ходу форсировать безопасные для себя упрощения. Однако это решение оказалось ошибочным, хотя проводить верный план Ян Непомнящий начал не сразу, а лишь два хода спустя.
Любопытно, что будущий победитель был единственным участником московского этапа Гран-при ФИДЕ, который выступил более двух недель назад на предстартовой пресс-конференции. И хотя Ян не слишком высоко оценил тогда идею сменить круговую систему «нокаутом», но смог тем не менее не только выполнить, но даже перевыполнить обозначенный самим собою план: доиграть турнир до конца. А ведь для этого ему пришлось последовательно обыграть таких соперников, как Аронян, Вей И, Войташек и Грищук…
комментарии(0)