Одна из участниц проходящего сейчас Сairns Cup – россиянка Александра Костенюк. Фото Austin Fuller/Saint Louis Chess Club
После того как восемь лет назад перестали проводиться знаменитые супертурниры в Линаресе, последний зимний месяц отмечается в мире шахмат своеобразным штилем, позволяющим ведущим гроссмейстерам восстанавливать силы, собираться с мыслями и настраиваться на борьбу в ближайших соревнованиях.
Однако на этот раз февральскую паузу заполнил престижный женский турнир в американском Сент-Луисе с общим призовым фондом 150 тыс. долл., который завершится сегодня вечером, или, если считать по московскому времени, ранним субботним утром. В этом соревновании, именуемом Сairns Cup, принимают участие 10 шахматисток, в том числе две россиянкияя – Александра Костенюк и Валентина Гунина, две представительницы Грузии – Нана Дзагнидзе и Бела Хотенашвили, и две русскоязычные американки – Ирина Круш и Анна Затонских.
Наши девушки прекрасно начали соревнование и, весьма значительно опережая остальных участниц, возглавили за два тура до финиша турнирную таблицу. По любопытному стечению обстоятельств жребий свел их в заключительном туре, поэтому скорее всего судьба кубка Кейрнса решится в стыковом поединке двух россиянок.
Тем временем подходит к концу 14-й по общему счету чемпионат мира среди компьютерных программ, особое внимание к которому привлекает то обстоятельство, что наряду с «классическими» движками, лучшим из которых является победитель трех предыдущих мировых форумов Stockfish, в премьер-дивизионе этого соревнования выступила Leela Chess Zero, которая в прошлом году – в строгом соответствии со спортивными принципами – пробилась сквозь сито отборочных турниров 4-го, 3-го, 2-го и 1-го дивизионов. Именно эти две программы вышли победителями премьер-лиги и в финальном матче из 100 партий выясняют отношения между собой. А так как компьютерным движкам неведома усталость, поединок проходит не только без выходных, но и без каких-либо пауз, иными словами, каждая очередная партия суперфинала начинается сразу же после того, как завершается предыдущая. И хотя медленный «классический» контроль времени растягивает выяснение отношений почти нa две недели, шахматные болельщики всего мира наблюдают за схваткой компьютерных монстров с огромным интересом.
Дело в том, что участие в решающем поединке «Лилы» – своего рода творческой наследницы легендарной «Альфа Зеро» – придало ему почти невероятную интригу. Тем более что соперником новой программы в финале стал безусловно лучший «классический» движок, в котором идеально воплощены едва ли не все идеи традиционного программирования, в основе которых лежат оценка позиции по материалу и «альфа-бета отсечение». До сравнительно недавнего времени считалось, что никаких иных путей шахматно-комьютерного развития просто не существует, что косвенно доказывали победы машин над самыми сильными гроссмейстерами современности.
Скажем прямо: нас, и не только нас, очень задевало это массовое представление о величии «компьютерного разума», так как шахматистам было очевидно, что, явно превосходя движки по пониманию шахмат, люди уступали им лишь потому, что (перефразируя слова булгаковского Воланда) мы по своей природе склонны ошибаться, причем ошибаться глупо, оступаясь порой буквально на ровном месте. Досаднее же всего было то, что стилистика игры «компьютеров-победителей» словно бы желала продемонстрировать всем, что такие понятия, как «красота», а тем более «художественность», совершенно чужды глубинной сущности шахмат.
Именно поэтому появление около двух лет назад «Альфа Зеро», не просто обыгравшей Stockfish, но и сокрушившей соперника очень элегантно – в своего рода алехинско-каспаровской манере, не могло не вызвать восхищение болельщиков, вернув веру шахматистов в самое для них дорогое – внутреннее богатство любимой игры.
Впрочем, было очевидно, что поставленный эксперимент не вполне корректен, так как компьютерное железо, которое использовал «Альфа Зеро», существенно превосходило железо оппонента. Тем не менее игра победителя была столь яркой и завораживающей, что побудила некоторых гроссмейстеров назвать ее «игрой Бога». Сами же создатели этого чуда из группы «Дип Майнд» (после побед своих детищ в шахматах и игре го) написали научную статью, в которой ясно и четко изложили все принципы, на которых базировалась работа их программ. А именно «метод Монте-Карло», реализованный с помощью графических процессоров (или графических карт), широко используемых в столь любимых молодежью продвинутых компьютерных играх, который позволил развить так называемые нейронные сети.
Именно на основе этой информации один из разработчиков Stockfish начал работу и возглавил группу по созданию «Лилы», чтобы, не имея никакого преимущества в мощности компьютерного железа, все же попытаться выиграть Top Chess Engine Championship – чемпионат мира среди шахматных компьютерных программ. Чем закончится эта попытка, мы узнаем лишь на следующей неделе. Пока же (по состоянию на вечер минувшей среды) счет после половины дистанции решающего матча был 25,5:24,5 в пользу «Лилы», которая выиграла у Stockfish семь партий, проиграв при этом шесть.
комментарии(0)