Тот самый момент, когда Грищук обыгрывает Накамуру. Фото Lennart Ootes/Grand Chess Tour
В американском Сент-Луисе подолжаются сражения ведущих гроссмейстеров мира на четвертом этапе Гранд-чесс-тура, который в отличие от трех предыдущих проходит не по ускоренным, а по традиционным «медленным» шахматам и во избежание путаницы носит даже специальное название – Кубок Синкфелда. А особое внимание к этому супертурниру, имеющему при 10 участниках рекордный рейтинг 2788, привлекает одновременное выступление Магнуса Карлсена и Фабиано Каруаны – соперника чемпиона мира по уже совсем близкому матчу за шахматную корону.
С медийной точки зрения достаточно важно, что перед началом соревнования именно эти гроссмейстеры занимали первые две строчки в текущем рейтинг-листе, причем за последнюю пару лет отрыв норвежского викинга от ближайшего конкурента сократился до весьма скромной величины, которую (теоретически) вполне можно отыграть даже в одном турнире. Достаточно существенным представлялось и то, что чемпион приехал в Сент-Луис в качестве персонально приглашенного, иными словами, не участвовал в общем зачете Гранд-чесс-тура и в отличие от остальных не выступал на его третьем этапе, завершившемся здесь же, на берегах Миссисипи, всего за два дня до начала Кубка Синкфелда.
Это различие невольно заставляло задаться вопросом: как отразится на игре «основной массы участников» накопившееся за предыдущую неделю утомление, которое имело и свою оборотную сторону, будучи способным как помешать, так и помочь некоторым из них, обеспечив на старте более высокую наигранность, а также исключив (если сравнивать с Карлсеном) необходимость адаптации после длительного перелета к семичасовой разнице во времени. Другим фактором (уже чисто психологического характера) могло стать влияние итогов третьего этапа на мотивированность и настроение игроков, только что завершивших «быстрые» и молниеносные баталии.
Так, для победителя второго и третьего этапов Хикару Накамуры, оторвавшегося от своего главного конкурента в общем зачете – француза Максима Вашье-Лаграва – на восемь очков, заключительный этап (с точки зрения чисто спортивных резонов) превращался в простую формальность; главная задача Фабиано Каруаны, уже давно потерявшего шансы выйти в полуфинал Гранд-чесс-тура, состояла в успешном выступлении на единственном классическом этапе этого многоборья. Зато Левон Аронян и Шахрияр Мамедьяров в случае победы на Кубке Синкфелда вполне могли потеснить в четверке победителей общего зачета Уэсли Соу или Сергея Карякина, иными словами, добыть путевку в Лондон на решающие ноябрьские сражения.
По любопытному стечению обстоятельств первый тур кубка ознаменовался именно стыковыми встречами этих гроссмейстеров, в которых Аронян обыграл белыми Карякина, а Мамедьяров (и также белыми) Соу. Однако главным событием начальной части соревнования стала, вне всяких сомнений, встреча участников последнего на данный момент матча за мировую шахматную корону. Чемпион мира добился по дебюту небольшого преимущества, однако, несмотря на присутствие на доске всех четырех ладей, рассчитывать на победу в окончании с разноцветными слонами ему было чрезвычайно трудно.
Комментарии концовки этой партии, данные известнейшими гроссмейстерами, находились между утверждением, что «Магнус восстановил свою почти мистическую способность перепиливать соперников тупым ножом», до констатации гениальности чемпиона. Если же взглянуть на произошедшее более спокойным, лишенным эмоций взглядом, то можно отметить, что предложенная норвежцем на 37-м ходу жертва качества за пешку была ничуть не хуже и не лучше прочих решений, однако, резко изменив характер борьбы, заставила Сергея тут же переключиться на решение принципиально новых задач. И хотя долгое время ему удавалось избегать явных ошибок, но спустя 40 (!) ходов – в уже совершенно равной позиции – крайне утомленный Карякин все же допустил «непостижимый просмотр» и вместо того, чтобы форсировать элементарную ничью, сразу потерпел поражение...
Впрочем, этой победой исчерпываются все стартовые достижения чемпиона мира, вследствие чего к тройке лидеров смогли присоединиться сначала наш Александр Грищук, а затем и Фабиано Каруана, которые поочередно обыграли Хикару Накамуру. При оценке произошедших в этих партиях событий можно (в зависимости от своих болельщицких симпатий) как восхищаться сильными изобретательными действиями победителей, так и недоумевать по поводу ряда неудачных решений лидера общего зачета, искусство которого при игре в классические шахматы выглядело несравнимо менее ярким, чем за несколько дней до этого в быстрых шахматах и в блице. Это впечатление лишь усилилось после пятого тура, в котором Накамура не воспользовался предоставившейся ему возможностью наказать Мамедьярова за излишне оптимистичную игру. В результате за четыре тура до финиша лидерство на скромном рубеже «+1» захватили сразу пятеро шахматистов, двое из которых – Аронян и Мамедьяров – сохранили шансы попасть в четверку победителей и завоевать путевку в Лондон на финальную часть Гранд-чесс-тура.
комментарии(0)