Эмиль Сутовский крайне недоволен сегодняшней деятельностью ФИДЕ. Фото из личного архива
Завтра в американском Сент-Луисе стартует третий этап Гранд-чесс-тура – элитного многоборья с участием ведущих гроссмейстеров мира, которое в этом году проходит по новой, весьма необычной схеме. Сначала шахматисты соревнуются на трех комплексных этапах, где засчитываются результаты при игре как в быстрые, так и в молниеносные шахматы, затем проводится один классический турнир, после чего четверо лидеров смешанного зачета соберутся в конце года в Лондоне и выяснят отношения в полуфинальных и финальном матчах, играя попеременно то в блиц, то в быстрые, то в классические шахматы.
Тем временем набирает обороты борьба за пост президента Международной шахматной федерации. Напомним, что в предвыборной гонке участвуют три кандидата: первый вице-президент ФИДЕ Георгиос Макропулос (Греция), россиянин Аркадий Дворкович и англичанин Найджел Шорт. По общему мнению, реальные шансы на победу имеют лишь первые двое. При этом Макропулос опирается на поддержку аппарата ФИДЕ и многих национальных федераций, а Дворкович – на значительную часть как чисто профессиональной, так и «обычной» шахматной общественности. Свидетельством чего стало единогласное решение Ассоциации шахматных профессионалов (АШП) поддержать на предстоящих выборах именно Аркадия Дворковича, прокомментировать которое мы попросили президента АШП гроссмейстера Эмиля СУТОВСКОГО.
– Эмиль, объясните причины принятого решения и расскажите о своем видении предвыборной ситуации.
– Эти причины достаточно просты. Аркадий Владимирович – человек весьма уважаемый и отнюдь не новый в шахматном мире. Он проводил турниры, имевшие серьезный международный вес, в том числе турниры претендентов и матчи на первенство мира. Очень важно для нас, что он готов обсудить и поддержать те предложения, которые АШП выдвигала на протяжении многих лет, но они не находили никакого отклика в ФИДЕ. В последнее время, особенно в последние два года, когда ФИДЕ увязла в междоусобных войнах, возникла ситуация, в которой многие серьезнейшие проблемы профессиональных шахмат вообще не решались. Зачастую наши призывы, наши обращения просто оставались без ответа или ответ оказывался чисто формальным. Возникала масса конфликтных ситуаций, но ФИДЕ не делала ничего, чтобы их разрешить, так как опасалась испортить отношения с некоторыми национальными федерациями, а также в связи с тем, что все ресурсы были сконцентрированы на внутриполитической борьбе. Накопилось очень много нерешенных вопросов, поэтому еще в 2017 году мы прямо заявили, что во время президентской компании 2018 года (впервые в своей истории!) не останемся в стороне.
В программе Дворковича содержится много пунктов и идей, о которых мы сами заявляли ранее. Кроме того, на наше решение повлияла и крайне негативная оценка предыдущего правления руководства ФИДЕ. Так, например, матч на первенство мира 2016 года имел самый большой бюджет, но при этом его призовой фонд оказался самым маленьким после 1969-го. Просто чтобы люди понимали.
– Последний нью-йоркский матч проходил с призовым фондом в 1 миллион долларов, но ведь предыдущие были выше...
– Да, последний раз был миллион, нынче тоже должен быть миллион, а предыдущие призовые были чуть больше. Ясно, что идет даун-тренд, при этом, повторюсь, общий бюджет матчей все время растет, а призовые при этом уменьшаются или остаются на прежнем уровне. Это совершенно несуразная картина. Но руководство ФИДЕ эти жуткие нестыковки в цифрах постоянно покрывало, это было им на руку.
– Вы полагаете, что на проведение матчей было затрачено слишком много средств? Вы имеете в виду компанию «Агон», которая проводила все последние чемпионаты?
– Располагая достаточным местом в газете, я мог бы рассказать обо всем подробно по пунктам. И насколько «Агон» в этом замешан, и насколько Макропулос, и сколь неэффективным было расходование средств. «Агон», используя эфемерные методы подсчета, пускал всем пыль в глаза и рассказывал о 1,5 миллиардах человек, которые якобы следили за игрой. Притом что на самом деле матч освещался очень плохо, особенно с учетом того, какие средства вбуханы, сколько можно было бы на эти деньги сделать! Отдельную статью можно написать о неэффективном проведении... А женского матча вообще видно не было!
Есть еще одна страшная проблема, о которой мы продолжаем говорить и с которой ФИДЕ ничего не делает или делает очень мало, это борьба с компьютерным читерством (подсказками). Просто необходимо выделять средства для технического контроля, а также бороться законодательно. На практике же мы видим, что даже если удается поймать читеров за руку, то ФИДЕ проявляет, скажем так, мягкотелость. Шахматный мир с нами в этом солидарен.
Также полностью разрушена система женского Гран-при ФИДЕ и сильно понизились статус и уровень мужского Гран-при.
– Очень важный вопрос – повышение престижа шахмат в мире. Такая замечательная игра должна пользоваться большим уважением!
– Для этого нужно прежде всего повысить уважение к самой ФИДЕ, исключить принятие ее руководством совершенно непрозрачных решений. Эта непрозрачность порождает неуважение к самой организации. У людей возникает ощущение, что это какая-то конторка, в которой несколько человек решают, что все остальные должны делать... А ведь ФИДЕ – одна из самых крупных международных спортивных организаций, куда входят около 188 стран... Не случайно Дворкович говорил, что его опыт работы в ФИФА может пригодиться. Конечно, ФИФА не идеальная организация, но все-таки это совсем другой уровень проведения мероприятий и работы со спонсорами. К сожалению, шахматный мир, по моему ощущению, застрял где-то глубоко в 90-х.
– Как вы оцениваете шансы Дворковича победить на выборах?
– Безусловно, его выдвижение произошло достаточно поздно или даже очень поздно, и все обычные ритуалы были при этом нарушены. Хотя другие кандидаты в президенты тоже тянули с выдвижением. Так, тот же Макропулос, основной конкурент Дворковича, не зря просидел 32 года в вице-президентах. Он и сейчас не слишком рвался в президенты, предпочитая оставаться серым кардиналом. Но не смог найти человека, который бы все это формально возглавил, оставив реальные бразды правления ему самому, поэтому выдвинулся только полгода назад, что также достаточно поздно.
Что касается шансов Дворковича, то я считаю, они достаточно велики. Мне кажется, что пойдет напряженная борьба и впервые за много лет результат окажется непредсказуемым. Да, когда выдвигался Каспаров, то тоже считали, что будет очень плотная борьба, но в кулуарах прекрасно знали, что против матерых политиканов бороться Каспарову будет трудно. А у Дворковича имеется громадный политический опыт, благодаря которому он не уступит на поприще политического маневрирования. Главный вопрос: насколько честно будут проводится выборы? Очевидно, что действующему руководству ФИДЕ легче... ну если и не манипулировать, то как-то воздействовать на происходящее. Тем не менее я знаю, что на стороне Дворковича достаточно широкая поддержка, поэтому поостерегусь от каких-либо прогнозов, кроме одного: это будет борьба, что называется, ноздря в ноздрю.
комментарии(0)