Шахрияр Мамедьяров обыгрывает в предпоследнем туре Магнуса Карлсена. Фото © Simon Bohnenblust/Biel Chess Festival
В швейцарском Биле завершился турнир, который хотя бы отчасти можно рассматривать как генеральную репетицию Магнуса Карлсена перед осенним матчем за шахматную корону. В подобных соревнованиях главные герои предпочитают немного темнить, скрывая ото всех – и в первую очередь от будущего соперника по титульному поединку, в данном случае от американского гроссмейстера Фабиано Каруаны – свои дебютные заготовки. Порой такой подход заметно снижает качество игры, иногда нет, но казалось, что хотя Карлсен и весьма оригинально разыгрывал в Биле дебюты, особых проблем он при этом не испытывал...
Главным же фактором, который, похоже, повлиял на действия чемпиона во втором круге ACCENTUS Grandmaster Tournament, оказалась его неудачная игра в четвертом туре первого круга, когда он, утратив бдительность и допустив в явно лучшем для себя окончании грубый промах, был вынужден довольствоваться ничьей в партии против заведомого аутсайдера – хозяина поля Нико Георгиадиса. Нет, эта осечка не привела к утрате Карлсеном лидерства, но лишила его перед стыковым поединком с другим лидером – Шахрияром Мамедьяровым – присущей чемпиону уверенности. Хотя нельзя сказать, что, тонко переиграв бакинского гроссмейстера на выходе из дебюта, норвежец добился значительного или тем более решающего преимущества. Но все же его позиция выглядела явно лучшей, чего обычно для Карлсена оказывается вполне достаточно, чтобы выиграть партию. Однако на этот раз нашла коса на камень, а безупречные оборонительные маневры Мамедьярова лишили грозного соперника мало-мальски реальных шансов на успех.
Трудно переоценить влияние характера борьбы в этой партии (и, разумеется, ее результата!) на психологическое состояние обоих лидеров. В игре чемпиона стала просматриваться неуверенность, проявлявшая себя в форме столь не свойственного ему «невезения». Что принесло Магнусу в первых трех турах второго круга лишь три ничьи. Тогда как азербайджанский гроссмейстер одержал в это же время две победы подряд, после чего едва не обыграл черными до кучи и Максима Вашье-Лаграва – завсегдатая первой мировой десятки и третьего по рейтингу участника супертурнира.
В результате на стыковую схватку с Карлсеном Мамедьяров вышел, опережая соперника на целое очко, и к тому же играл белыми фигурами. Разумеется, в столь благоприятной спортивной ситуации Шахрияру не имело особого смысла рисковать, поэтому, несмотря на свой острый атакующий стиль, бакинец разыграл дебют подчеркнуто сдержанно, словно бы давая понять, что не возражает против ничьей. Если же грозный соперник хочет во что бы то ни стало одержать в ключевом поединке победу, то должен сам выступить в качестве возмутителя спокойствия.
И эта стратегия едва не принесла плоды уже в начале партии. Сочетание 9-го и 14-го ходов Карлсена выглядело чрезвычайно рискованным, однако бакинец проявил «разумную сдержанность», положение снова выровнялось, но еще одна «вольность» чемпиона мира позволила лидеру на 20-м ходу полностью завладеть инициативой. Вопрос состоял лишь в том, сможет ли азербайджанский гроссмейстер дожать соперника или тот – благодаря своему мастерству и классу – все же выскользнет из цепких объятий обладателя белых фигур. При этом чувствовалось, что, будучи вынужден держать глухую оборону, норвежец не только не испытывает никаких положительных эмоций, но и может совершить новые невынужденные ошибки.
Правда, на 39-м ходу Мамедьяров согласился на размен ферзей, который, исключив даже минимальный риск, заметно снизил шансы белых реализовать преимущество. Однако защита возникшего окончания с разноцветными слонами при четырех ладьях требовала от черных невероятной точности. Вероятно, чемпион считал свою позицию объективно проигрышной (хотя, судя по всему, это было не совсем так), поэтому вместо того, чтобы допустить образование двух связанных проходных соперника, что в «разноцвете» было бы отнюдь не смертельно, он сделал ход, после которого сразу же потерял ладью и был вынужден немедленно капитулировать. В результате отрыв Мамедьярова от Карлсена и примкнувшего к нему Петра Свидлера достиг двух очков, гарантировав бакинцу досрочную победу на супертурнире.
Весьма остроумно выглядели появившиеся в этот момент на шахматных сайтах комментарии «простых любителей нашей игры». Их диапазон был весьма широк и простирался от банальной констатации того, что «Мамедьяров побеждает чемпиона в его собственном стиле» до весьма оригинального наблюдения, согласно которому «мы только что стали свидетелями полного затмения солнца». Впрочем, солнце (то бишь Магнус Карлсен) уже несколько раз уходило на недолгое время в тень более удачливых гроссмейстеров, поэтому не стоит на основании одной-единственной неудачи делать категорические выводы.
Кстати, фортуна, которую Магнус по ходу супертурнира с завидным постоянством дразнил, или, если хотите, поддразнивал, неожиданно повернулась к нему лицом и подарила в последнем туре ACCENTUS Grandmaster Tournament как минимум пол-очка. Дело в том, что после весьма экзотически разыгранного чемпионом дебюта его соперник – швейцарец Нико Георгиадис – сразу же получил, играя черными, явное преимущество, долгое время этим преимуществом владел, но грубейшим образом ошибся в окончании. В результате Карлсену удалось заключительную партию не только спасти, но и выиграть, подняться в турнирной таблице на чистое второе место и сохранить в текущем рейтинг-листе 14-очковый отрыв от идущего вторым Фабиано Каруаны. Любопытно, что проиграй Магнус эту партию, его отрыв от Каруаны сократился бы до четырех единиц! А третью позицию в списке, отставая еще на пять пунктов, прочно застолбил за собой Шахрияр Мамедьяров.
Что ж, итоги турнира в Биле сформировали принципиально новый мировой расклад, в котором лидирующую позицию по отношению к группе преследователей занимают не один (как было долгое время) и не два (как казалось совсем недавно), а сразу три гроссмейстера, перешагнувшие психологически важную отметку в 2800 единиц.
Из других результатов ACCENTUS Grandmaster Tournament стоит отметить финишный спурт француза Вашье-Лаграва, сумевшего благодаря ему не только сохранить лицо и рейтинг, но и догнать семикратного чемпиона России Петра Свидлера, разделив с ним по итогам турнира третье и четвертое места.
комментарии(0)