Магнус Карлсен в блице с Фабио Каруана разыграл так называемый дебют слона. Фото Lennart Ootes/Altibox Norway Chess
В норвежском Ставангере стартовал традиционный супертурнир, собравший в этом году едва ли не максимально возможный поистине рекордный состав. Согласно регламенту, началу основной классической части соревнования предшествовала жеребьевка, проходившая в форме суперблица с участием всей звездной десятки. Такая прелюдия весьма любопытна и сама по себе, поэтому в иной ситуации ее результаты могли бы стать темой для отдельного серьезного разговора. Тем более что единоличную победу в предстартовом блице неожиданно одержал Уэсли Соу – шахматист хотя и очень сильный, но не отличавшийся до сих пор особым пристрастием к молниеносной игре. На пол-очка от американского гроссмейстера отстали его соотечественник, признанный мастер блица Хикару Накамура и экс-чемпион мира Виши Ананд, который в пору своего расцвета по праву считался непревзойденным специалистом во всех видах ускоренных шахмат.
Итоги блицтурнира вряд ли могли привлечь серьезное внимание шахматной общественности, если бы не скромное четвертое место Магнуса Карлсена, который успел приучить всех, что должен побеждать в любом соревновании независимо от его формата и используемого контроля времени. Впрочем, с точки зрения рядового болельщика, столь же удивительными представлялись и не слишком высокие результаты других мастеров молниеносной игры, которые финишировали во второй половине турнирной таблицы. Так, француз Максим Вашье-Лаграв остался по дополнительным показателям шестым, Сергей Карякин закончил соревнование восьмым, а Левон Аронян поделил последнее место с Фабиано Каруана.
Однако нет худа без добра, поскольку именно итоги блица свели между собой уже в первом туре чемпиона мира Магнуса Карлсена и Фабиано Каруану, претендента на принадлежащую норвежцу шахматную корону. На этот раз в отличие от турнира в Баден-Бадене белые фигуры принадлежали чемпиону, что снимало какие-либо вопросы относительно имени фаворита в этой одной отдельно взятой партии.
Верный своей творческой манере, Карлсен разыграл непритязательный, но достаточно коварный вариант, который, согласно традиционной классификации, относится к так называемому дебюту слона. Судя по всему, его соперник был готов к такому развитию событий, поэтому тут же ответил решительным контрударом в центре и уверенно уравнял позицию. Однако, несмотря на формально благоприятные для Каруаны итоги дебюта, характер борьбы в партии полностью соответствовал творческому кредо чемпиона мира. И когда на 16-м ходу он начал операцию, связанную с чисто позиционной жертвой пешки, стало ясно, что норвежец находится в своей стихии.
В этот момент Каруана мог или принять данайский дар соперника, или сам пожертвовать качество, получив взамен богатую тактическими шансами контригру, однако счел этот путь то ли слишком рискованным, то ли... недостаточно солидным. Хотя скорее всего американскому гроссмейстеру было просто трудно поверить, что в позиции с лишней пешкой (при отсутствии каких-либо конкретных угроз!) он может начать испытывать по-настоящему серьезные проблемы. Любопытно, что этим двум столь непохожим друг на друга решениям наши электронные друзья дают почти одну и ту же оценку: после каждого из них позиция оставалась примерно равной! Однако с точки зрения человека, сидящего за доской, разница между ними огромна. Ведь, играя без пешки, чемпион получил возможность не конвертировать статическую доминацию своих фигур, захвативших все командные высоты в центре, в немедленный отыгрыш материла. Он просто, не торопясь, улучшал их положение. Что даже при отсутствии конкретных угроз жутко действовало сопернику на нервы!
Впрочем, любые оценки и даже впечатления не следует рассматривать в отрыве от контекста. Так, если бы мы комментировали эту партию в докомпьютерную эпоху, то наверняка охарактеризовали бы игру Карлсена множеством восторженных эпитетов и сопроводили бы его ходы уймой восклицательных знаков. Однако в наши дни, когда, несмотря на тонкие маневры обладателя белых фигур, положение (с точки зрения электронных монстров!) продолжало оставаться примерно равным, люди вынуждены проявлять в оценках куда большую сдержанность. Достаточно очевидно лишь одно: столкнувшись с немалыми трудностями психологического характера (ведь правильная защита состояла для Каруаны в хладнокровном стоянии на месте), он стал подолгу задумываться, попал в цейтнот, после чего, как принято говорить, дернулся и перевел игру в крайне неблагоприятное для себя окончание, в котором сильнейший шахматист планеты не оставил претенденту никаких шансов.
Трудно сказать, насколько результат этой партии повлияет на психологическое состояние соперников перед их осенним поединком за шахматную корону, однако очевидно, что в глазах и своих, и не только своих болельщиков Карлсен вернул себе статус бесспорного фаворита матча.
Первый тур Norway Chess подарил любителям шахмат и ряд других интересных событий, среди которых можно выделить поединок Хикару Накамуры с китайским гроссмейстером Дином Лиженем. Долгое время американец старательно подбирал ключи к оборонительным бастионам соперника, когда же наконец белые фигуры ворвались во вражескую крепость и, казалось, были готовы торжествовать победу, Накамура неожиданно свернул с верного пути и едва не попал сам в трудное положение. Однако все в этой партии закончилось вечным шахом.
Впрочем, столь бурное начало турнира сменилось вскоре почти полным штилем. Достаточно сказать, что в первых трех турах никому кроме Карлсена не удалось одержать ни одной победы. Зато сам чемпион мира, действуя в такой же столь свойственной себе безупречной технической манере, выиграл еще одну партию, обыграв на этот раз Левона Ароняна. В результате главный фаворит соревнования довел свой отрыв от семерых (!) преследователей до целого очка и сделал очень весомую заявку на победу в супертурнире.
|
комментарии(0)