Магнус Карлсен (слева) и Максим Вашье-Лаграв, который перед началом тура отставал от него всего на три очка. Фото Леннарта Оотса с сайта www.londonchessclassic.com
Едва завершилось одно гроссмейстерское многоборье, как, словно следуя по его стопам, в Лондоне стартовал London Chess Classic – пятый заключительный этап Гранд-чесс-тура, в котором принимают участие практически все ведущие шахматисты мира. Трое из них – Левон Аронян (Армения), Максим Вашье-Лаграв (Франция) и Хикару Накамура (США) – приехали в столицу Англии непосредственно из Женевы, поэтому семеро не выступавших на четвертом этапе Гран-при – то есть Магнус Карлсен (Норвегия), Фабиано Каруана и Уэсли Соу (оба США), Виши Ананд (Индия), Сергей Карякин и Ян Непомнящий (оба Россия), а также хозяин поля Майкл Адамс (Англия) – имели куда больше возможностей для тщательной продуманной подготовки к турниру.
Несмотря на свой фантастический состав, нынешний «тур» перестал занимать то особое положение, которое отличало его в прошлый и позапрошлый годы. В качестве главной причины этого медийно-психологического эффекта можно назвать сразу несколько факторов. Во-первых, Гранд-чесс-тур (в отличие от Гран-при ФИДЕ) представляет собой некую тупиковую ветвь, так как его победители становятся «всего лишь» лауреатами очень престижного многоборья, результаты которого никак не влияют на ход борьбы за мировую шахматную корону. А во-вторых, схема зачета, в рамках которой смешиваются сразу три спортивные дисциплины – классические, быстрые и молниеносные шахматы, – оказалась не столь привлекательной, во всяком случае, не такой зрелищной, как представлялось поначалу авторам новаторской идеи.
Достаточно очевидно и то, что организаторы нескольких крупных турниров решили просто подверстать свои детища к некому объединяющему всех проекту, победитель которого мог бы быть провозглашен сильнейшим шахматистом мира в своего рода универсальной шахматной номинации. Однако тот факт, что безоговорочным лидером и в классических, и в быстрых, и в молниеносных шахматах уже давно является Магнус Карлсен, который с немалым отрывом возглавляет все три списка рейтингов, стал серьезным барьером на пути раскрутки этого любопытного начинания. Да, Магнуса можно разок-другой опередить и даже обыграть на том или ином отдельно взятом чемпионате (как это почти смог в классике, а затем сделал в блице Сергей Карякин), но при игре «вдолгую» лидирующие позиции классического чемпиона остаются непоколебимыми.
Хотелось бы сказать несколько слов и о принципах формирования Гранд-чесс-тура, в который были приглашены три победителя аналогичного прошлогоднего многоборья, обладатели трех наивысших (средних по итогам 2016 года) рейтингов ФИДЕ, два лучших (в свете специфики «тура») в комплексном зачете, учитывающем успехи как в классических, так и в ускоренных шахматах, а также один «персональщик», которым стал экс-чемпион мира Виши Ананд. Впрочем, уже после формирования этого звездного списка в нем произошло одно существенное изменение: место отказавшегося от полномасштабного участия в Гранд-чесс-туре Владимира Крамника занял следовавший за ним по рейтингу Левон Аронян.
Не стану рассказывать о событиях, происходивших в середине года на одном классическом и трех ускоренных этапах, а вместо этого отмечу, что, несмотря на лидерство чемпиона мира Карлсена, London Chess Classic все же содержал в себе определенную интригу, так как перед его началом отрыв лидера многоборья от шедшего вторым Вашье-Лаграва составлял всего три очка, а это означало, что в случае своей единоличной победы в столице Англии, дополненной относительно скромным результатом чемпиона мира, французский гроссмейстер имел неплохие шансы опередить его в общем зачете.
...Стыковая встреча конкурентов состоялась в четвертом туре, к которому они (как, впрочем, и остальные участники, завершившие до этого все свои встречи вничью!) подошли, находясь на 50-процентном рубеже. Белые фигуры принадлежали французу, который попытался, не слишком при этом рискуя, поставить перед чемпионом мира хоть какие-то проблемы. Да, совместить несовместимое, встречаясь с самим Магнусом Карлсеном, вроде бы невозможно, но хотя бы отчасти Вашье-Лаграву это удалось. Во всяком случае, чемпиону на 18-м ходу пришлось принять мужественное решение: пожертвовать пешку ради развития и активизации своих фигур. После этого белые все равно оставались сильнейшей стороной, но серией точных ходов Карлсен вынудил соперника перейти к обороне и довольствоваться повторением ходов.
|
Увы, именно в этот день на турнире была сыграна первая результативная партия, развитие событий в которой словно бы подтвердило известный спортивный принцип «Не забиваешь ты – забивают тебе!». Дело в том, что накануне во встрече с Левоном Ароняном Сергей Карякин согласился на ничью, отказавшись в обоюдном цейтноте от попыток реализовать свое весьма значительное, а по сути – решающее преимущество. Когда же на следующий день, имея уже белые фигуры, россиянин решил дать бой Фабиано Каруане, получился отнюдь не ремейк решающей партии прошлогоднего турнира претендентов, а убедительный реванш американского гроссмейстера. Судя по всему, тому удалось в одном из актуальных вариантов сицилианской защиты найти важное усиление и выиграть дебютную дуэль. И после блестящего 16-го хода черных и неудачной реакции Сергея, просмотревшего издалека тонкий защитительный ресурс соперника на 22-м ходу, дело свелось к реализации черными здоровой лишней пешки. С этой задачей Каруана справился безупречно.
Любопытно, что день спустя единоличный лидер, играя белыми, смог развить свой успех, хотя после рискованно разыгранного дебюта его позиция в партии с Виши Анандом оказалась заметно худшей. Однако экс-чемпион мира недооценил коварство возникшего положения, а возможно, просто просмотрел несложный тактический удар соперника. Что привело его к немедленному краху.
В эти минуты казалось, что главным конкурентом лидера станет Магнус Карлсен, который в партии против Уэсли Соу мало-помалу наращивал свое преимущество. Однако сломить упорное сопротивление соперника чемпиону мира так и не удалось. В результате за четыре тура до финиша сложилась удивительная ситуация: всего две партии из 25 закончились результативно, причем обе победы одержал один и тот же гроссмейстер, сделавший тем самым весомую заявку на победу в турнире. Тем не менее борьба за первое место отнюдь не закончена. Ведь в соревновании такого уровня оступиться можно всегда, а среди семерых отстающих на очко преследователей может найтись хотя бы один, способный совершить стремительный финишный спурт...