Эдуард Таран и Андрей Филатов придумали, как связать бизнес и шахматы. Фото с сайта www.ruchess.ru
На днях президент РШФ (Российская шахматная федерация) Андрей Филатов и президент промышленного холдинга РАТМ (Региональная ассоциация топливных материалов) Эдуард Таран подписали договор о партнерстве. Суть этого соглашения состоит в финансировании холдингом программы развития детских и молодежных шахмат, которая проводится в Сочи в образовательном центре «Сириус». Центр начал работу в мае 2016 года под общим руководством 14-го чемпиона мира Владимира Крамника. А старт этому начинанию дал президент России Владимир Путин, который присутствовал на церемонии открытия «Сириуса».
Предусмотренные соглашением ближайшие планы включат в себя привлечение для занятий с юными шахматистами ведущих тренеров России. В 2017 году запланировано провести 15 гроссмейстерских сессий, в работе каждой из них будет задействовано по четыре наставника.
Сибирский промышленный холдинг прежде всего является генеральным партнером Федерации шахмат Новосибирской области и шахматного клуба «Сибирь». На счету РАТМ, в частности, проведение в Новосибирске в октябре прошлого года суперфиналов чемпионатов России среди мужчин и женщин. А команда «Сибирь», которую возглавляли такие шахматисты, как Владимир Крамник и Левон Аронян, блестяще выиграла в 2015 году сначала чемпионат страны, а затем и клубный кубок Европы.
Что привлекает холдинг в шахматах и какого рода отдачу можно ожидать от подобных вложений? Почему бизнес в целом весьма неохотно спонсирует шахматы, предпочитая им куда более дорогостоящие футбол и хоккей. Марина МАКАРЫЧЕВА обратилась за комментариями к руководителям холдинга.
Эдуард Таран, президент промышленного холдинга РАТМ
Частные компании, которые задумываются о развитии своего бизнеса на рыночных условиях, всегда начинают с того, что подсчитывают, сколько стоит реклама на футбольном стадионе, сколько на хоккейном матче. Произвести такие расчеты очень просто. Шахматы же имеют принципиально иной механизм рекламы, другую форму маркетинга, которые сами шахматные организаторы не всегда умеют в простом и понятном виде донести до потенциальных рекламодателей и спонсоров.
Ведь шахматы – это интеллектуальный вид спорта, игра идет между двумя игроками, а аудитория шахмат не только заметно меньше, чем в футболе или в хоккее, но и не поддается элементарной оценке. Однако мы пришли к выводу, что адресная реклама через шахматы может быть весьма эффективна. Надо лишь уметь работать и убеждать и рекламодателей, и потенциальных инвесторов, и, скажем так, идейно вдохновленных благотворителей. Ведь такой «умный» вид спорта, как шахматы, может весьма эффективно «цеплять» ту аудиторию и рекламировать те продукты, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и включают в себя, скажем так, элементы просвещения.
Мы провели расчеты и поняли, что с помощью шахмат вполне реально добиться коммерческой окупаемости, привлекая таких партнеров, как страховые компании, банки, инвестиционные и высокотехнологичные компании, работающие в IT-бизнесе, то есть те компании, клиенты которых являются высокообразованными и интеллигентными потребителями их услуг. Хотя и для, скажем так, товаров повседневного спроса нет особых ограничений. Однако привлечение в шахматы и новых партнеров, и игроков, и зрителей, и просто почитателей – это прежде всего работа шахматной федерации, которую она ведет каждый день.
Ирина Байбарович, директор по стратегическим коммуникациям холдинга РАТМ
Новосибирск – молодой мегаполис, городу всего 123 года. В прошлом году, когда мы на День города разместили вдоль аллеи в центре города 123 шахматных столика, то не смогли найти ни одного партнера для своей затеи. Пришли в основном пионеры и пенсионеры, пришли депутаты, люди от исполнительной власти, от мэрии и от области. Никто не верил в то, что это будет интересно, что люди откликнутся. Но всем понравилось, поэтому уже в феврале 2017-го были предложения от бизнеса стать для этой площадки нашими партнерами. А мэрия сама попросила нас снова провести такой праздник. И теперь у детских турниров, у турниров «Белая ладья» появились партнеры.
В прошлом году дети и родители пришли в совершенно будничном виде, нас даже спрашивали: вы что, их из подвала, что ли, вытащили? Но когда увидели, как мы это проводим, когда флаг подняли, а мэр речь произнес и каждому дали подарок – на столики положили шахматную тетрадку и ручку, то в этом году и народу очень много пришло, и дети с родителями дресс-код выдержали. Видно, слух пошел, сработало сарафанное радио. Новосибирск все-таки интеллектуальный город, а Академгородок стал одним из центров развития шахмат.
У нас в шахматы играли всегда, а сейчас популярность повысилась процентов на 80 – у нас настоящий шахматный бум и множество партнеров. Кто помогает с размещением на соревнованиях, кто с питанием. В общем, кто чем может. Конечно, для толчка был необходим идеолог, основной инвестор. И им стал Эдуард Таран, который дал команду проводить все на самом высоком уровне. На открытии, как на футболе, выступали художественные коллективы, играла музыка. У детишек сияли глаза – все было так ярко и торжественно! А это значит, что повысился престиж шахмат! Ведь родители раньше не понимали, что детям необходимы шахматные занятия и серьезная шахматная подготовка. Но когда мы предложили им работу с тренерами, поездки на городские, областные и всероссийские турниры, то родители все поняли. Особо впечатлили всех организованные выезды на проходивший у нас в Новосибирске суперфинал чемпионата России. Ведь дети впервые в своей жизни увидели вживую игру выдающихся гроссмейстеров, глядели на них с широко открытыми глазами и брали автографы.