Уэсли Соу почти догнал Магнуса Карлсена в рейтинге сильнейших шахматистов мира. Фото с сайта www.tatasteelchess.com |
Как и ожидалось, супертурнир в Вейк-ан-Зее завершился единоличной победой экс-филиппинца Уэсли Соу (США), которому удалось сохранить отрыв в целое очко от ближайшего преследователя, которым несколько неожиданно, если судить по складывавшейся за несколько туров до финиша турнирной ситуации, стал чемпион мира норвежец Магнус Карлсен. Впрочем, после побед, одержанных в предпоследнем туре как самим чемпионом, так и Левоном Ароняном (Армения), стало казаться, что концовка соревнования может преподнести болельщикам совершенно невероятные повороты спортивного сюжета. Ведь отрыв лидера от двух опаснейших конкурентов сократился в этот момент всего лишь до полуочка, а Уэсли Соу предстояло в заключительный игровой день защищаться черными во встрече с невероятно опасным соперником – россиянином Яном Непомнящим!
Увы! Играя белыми и выйдя на бой с явным намерением сокрушить лидера, Ян действовал в выбранном им же дебюте столь нарочито и малоубедительно, что, допустив на седьмом и девятом ходах две серьезнейшие ошибки, уже через полчаса после пуска часов лишил себя шансов не только на победу, но и на спасение столь важной в спортивном отношении партии. Да, конечно, нельзя не отдать должное и победителю турнира, игра которого как в спортивно-психологическом, так и в чисто шахматном отношении была поистине безупречной, однако молодой американский гроссмейстер уже успел приучить мировое шахматное сообщество к истинно чемпионскому уровню своей игры, поэтому очередной успех экс-филиппинца никем не был воспринят как нечто экстраординарное.
Действительно, третья подряд яркая победа на супертурнирах последнего времени и выход по их итогам на вторую позицию в мире всего в 16 пунктах позади самого Магнуса Карлсена – это невероятно убедительное свидетельство как спортивного потенциала Уэсли Соу, так и его возможностей. Ведь если все будет продолжаться «в том же стиле», то этот 23-летний шахматный принц уже к середине года потеснит 26-летнего чемпиона на высшей строчке текущего рейтинга, сделав словосочетания «чемпион мира» и «сильнейший шахматист планеты» отнюдь не совпадающими друг с другом понятиями. При этом может в одночасье разрушиться и та фантастическая аура, которая до сих пор окружала и пока еще продолжает окружать легендарного норвежского викинга.
Рискнем утверждать, что именно на решение схожей задачи в партии последнего тура против действующего чемпиона мира был нацелен и крайне рискованный дебютный выбор Сергея Карякина. Ведь после проигрыша за два дня до этого юному китайцу Вэй И Сергей полностью лишился шансов на первое место, однако в случае победы черными над Карлсеном он мог на финише не только громко хлопнуть дверью, но и зацепиться за дележ последующих мест, став на турнире вторым по дополнительным показателям. Именно поэтому российский гроссмейстер решил уже в дебюте спровоцировать грозного соперника на позиционную жертву фигуры за две пешки, при оценке которой все компьютерные программы, вводя в заблуждение любителей шахмат, отдавали явное предпочтение белым фигурам.
Нет сомнений, что, принимая столь ответственное решение, Сергей учитывал и спортивный контекст происходящего. Ведь Карлсен очень надеялся выиграть эту партию, догнать Уэсли Соу, затем обыграть его на тай-брейке и стать победителем турнира! При этом было ясно и то, что действия российского гроссмейстера подкреплены серьезной домашней подготовкой. Ведь по ходу дальнейшей борьбы он раз за разом отказывался от рекомендуемых компьютерами решений, которые сводились к попыткам упростить позицию и убежать на ничью «с позиции слабости». Кстати, именно такой «творческий метод» погубил большинство многоопытных оппонентов Магнуса в прошлые годы, однако в этой партии Карякин упорно не желал признавать себя «слабейшей стороной» и идти на уступки!
В результате, к изумлению огромной армии шахматных болельщиков, наблюдавших в Интернете за сражением участников недавнего титульного матча, стратегия черных почти полностью оправдала себя. Сергею удалось сначала стабилизировать позицию, а затем в сложнейшем эндшпиле со множеством фигур воспользоваться неточным 40-м ходом соперника и поставить его в положение своеобразного цугцванга. Ведь все естественные продолжения приводили теперь к тяжелейшим для Карлсена последствиям. Но чемпион остался чемпионом! Продумав более получаса, он нашел лучшее решение. Белые пожертвовали качество, резко активизировали свои фигуры и получили неплохие шансы на спасение. Похоже, Карякин все же располагал рискованной возможностью продолжить борьбу, но удовлетворился повторением ходов и ничейным исходом партии.
Не смог вмешаться в спор лидеров и шедший вровень с Карлсеном Левон Аронян. Его соперник, россиянин Дмитрий Андрейкин, провел заключительную партию выше всяких похвал и одержал в ней... свою первую на турнире победу.
Заканчивая разговор о первом супертурнире нового года, можно еще раз отметить его главный неформальный итог: всем стало ясно, что у Магнуса Карлсена появились очень серьезные молодые соперники, а его проблемы во встречах с ними вряд ли решатся теперь (как это было во время нью-йоркского матча за корону шахматного короля) списывать исключительно на плохую форму чемпиона мира. И это означает, что начавшийся 2017 год обещает нам множество чрезвычайно интересных событий.