Ян Непомнящий обыгрывает в первом туре Евгения Томашевского. Фото с сайта www.ruchess.ru
Турнир памяти восьмого чемпиона мира Михаила Нехемьевича Таля начался с жеребьевки, в качестве которой был использован предстартовый блицтурнир. Тут выступили все 10 участников этого соревнования, получившие в соответствии с занятыми ими местами право выбрать для себя номер в таблице основного турнира. Первым в соответствии с регламентом делал выбор победитель блицтурнира, гроссмейстер, занявший второе место. Он располагал правом взять себе любой из оставшихся девяти номеров, а шахматист, замкнувший турнирную таблицу, автоматически занимал единственное оставленное для него место.
При этом вопрос: стоят ли добытые таким образом преимущества затраченных немалых усилий, ни перед кем из участников не стоял, поскольку эта достаточно нервная и трудоемкая «разминка» превратилась в последние годы в неотъемлемую часть большинства традиционных супертурниров, становясь яркой прелюдией к основной части соревнования. И большинство гроссмейстеров относятся к ней очень серьезно, а ее итоги способны существенно повлиять на текущее положение в официальном блицевом рейтинге ФИДЕ.
Тем не менее блицтурнир принес весьма неожиданные результаты. Всем было известно, что азербайджанский гроссмейстер Шахрияр Мамедъяров очень неплох в молниеносных шахматах, но никто не ожидал, что ему удастся, не проиграв ни разу, выиграть при этом шесть партий при трех ничьих, опередить ближайшего преследователя Левона Ароняна на целых два очка и поднять свой блицрейтинг более чем на 60 пунктов! Еще на пол-очка от победителя отстали двое россиян – Петр Свидлер и Ян Непомнящий, а также чемпион Голландии Аниш Гири. Именно эта пятерка и выбрала для себя места в верхней половине турнирной таблицы, обеспечив себе тем самым право сыграть в основном турнире на одну партию больше белыми, нежели черными.
Первый тур мемориала вылился в бенефис Яна Непомнящего. Трудно сказать, чем именно удалось ему удивить Евгения Томашевского. Разыгранная Яном шотландская партия входит в его репертуар, но чемпиону России в этом поединке не удалось даже выйти из дебюта. Не допустив ни одного явного просмотра, Евгений вполне мог признать свое поражение уже после 13 первых ходов, но сделал это 10 ходами и 30 минутами позже.
Столь яркая игра одного из героев бакинской Олимпиады невольно побудила записать Непомнящего в число главных претендентов на успех в Москве. Тем более что разгром, учиненный им сопернику в стартовом туре, невольно заставлял задуматься о высочайшем качестве дебютной подготовки Яна. Даже с учетом того, что чемпион России действовал в этой партии явно неудачно, мощный размашистый стиль победителя производил очень сильное впечатление...
Впрочем, нельзя не отметить и еще одну партию этого дня, в которой семикратный чемпион России Петр Свидлер встречался с Владимиром Крамником. Экс-чемпиону мира удалось быстро уравнять игру, однако его азартная попытка замахнуться на большее была встречена не слишком сложной, но очень элегантной позиционной жертвой фигуры. Стало даже казаться, что питерский гроссмейстер близок к победе над грозным соперником. Однако у тех, кто, следя за развитием событий в этой партии, ориентировался на компьютерные оценки и рекомендации, могло сложиться неверное представление о реальной драматургии происходящего. Так, сильнейшее продолжение за Свидлера было раз за разом связано с разблокировкой проходной пешки черных в центре, на что ни один нормальный гроссмейстер никогда не решится. Когда же Петр на 43-м ходу допустил очевидный недосмотр и позволил черным полностью развязаться, стало казаться, что победу в этой партии может одержать уже Владимир Крамник. Однако все в конечном счете закончилось миром, что достаточно справедливо, так как по-игроцки ни один из соперников в этом поединке явно не заслужил поражения.
Второй игровой день проходил еще более увлекательно, чем первый. Можно даже сказать, по-талевски. При этом инициаторами такого развития событий оказались два обладателя черных фигур Шахрияр Мамедъяров и Аниш Гири. Голландский гроссмейстер, который встречался с Борисом Гельфандом, пожертвовал сначала пешку, а затем и качество. При этом вопреки поверхностной оценке его позиция после этого оказалась не просто неплохой, а даже лучшей. Тем не менее белые были совершенно не обязаны проигрывать, и если бы Гельфанд, находясь в цейтноте, не допустил бы на 34-м ходу грубую ошибку, то вполне мог бы рассчитывать на благополучный для себя исход сражения.
В отличие от Гири Мамедъяров позиционно пожертвовал сопернику, экс-чемпиону мира Виши Ананду не пешку, а целую фигуру. В этот момент казалось, что черные получили за нее огромную, более чем достаточную компенсацию. Однако Ананд великолепно разобрался в сложнейшей позиции. Четыре выверенных хода белых, и они вынудили переход в едва ли не технически выигрышное для себя окончание, в котором Ананд действовал безупречно.
В результате лидерство на турнире захватили трое гроссмейстеров: Ян Непомнящий, Виши Ананд и Аниш Гири. Конечно, называть их в качестве наиболее реальных претендентов на победу в соревновании пока рано, но высочайший творческий уровень, который мы увидели на старте, позволяет сделать другой, куда менее конкретный, но практически безошибочный прогноз: любителям шахмат на мемориале Таля скучать не придется.