Все, что делал на доске Михаил Таль, было парадоксально и завораживающе красиво. Фото РИА Новости
Отгремели сражения 42-й Всемирной шахматной Олимпиады, а на носу новое крупное соревнование – турнир, посвященный памяти Михаила Нехемьевича Таля. Супертурнир этот по традиции пройдет не в Риге, а в Москве, в городе, с которым восьмого чемпиона мира связывало невероятно много. Конкретное же место его проведения, Музей русского импрессионизма, словно призвано напомнить всем об искрометном стиле «рижского кудесника» и том неповторимом художественном вкладе, который он внес в мировые шахматы.
Даже в 50-е и 60-е годы прошлого века, в докомпьютерную эпоху, на которую пришлись главные спортивные и творческие достижения Таля, было понятно, что он играет «неправильно», что его замыслы с чисто научной точки зрения явно не безупречны, но все то, что делал на доске этот фантастический шахматист, было не только парадоксально, но и завораживающе красиво, а оттого невероятно притягательно для всех любителей шахмат. Да, действуя таким образом, Таль играл в первую очередь не столько против фигур, сколько против личности своих соперников, демонстрируя не столько богатство собственной фантазии, сколько ограниченность человеческих возможностей оппонентов, которые, как правило, оказывались неспособны разобраться в динамическом хаосе и удивительном хитросплетении порожденных им осложнений.
И что с того, что при «скрупулезном домашнем анализе» у большинства этих более чем рискованных операций находились четкие опровержения?! Ведь в условиях реальной игры, реального противостояния двух личностей дерзкому нарушителю устоявшихся шахматных норм почти неизмено сопутствовал в те годы не только творческий, но и чисто спортивный успех. И стоит ли удивляться тому, что в конце 50-х (в годы начавшейся оттепели, на которую и пришелся период феерического взлета будущего чемпиона мира) его игра символизировала нечто большее, чем обычное яркое новаторство в казавшемся полностью устоявшемся шахматном мире. Тем более что Таль не только творил, но и побеждал...
Да, и до Таля в подобной манере играли некоторые знаменитые шахматисты. Однако ни Адольф Андерсен, ни Фрэнк Маршалл, ни Давид Яновский не могли похвастать столь же высокими спортивными результатами на высочайшем уровне. Ведь Андерсен в 1858 году (еще в дочемпионскую эпоху) был разгромлен в неофициальном поединке за звание сильнейшего шахматиста мира легендарным Полом Морфи, а Маршалл и Яновский буквально уничтожены в титульных матчах за шахматную корону вторым чемпионом мира Эмануилом Ласкером. Да, в конечном счете Михаил Таль в матче-реванше против Михаила Ботвинника также потерпел поражение, но, судя по всему, эта неудача случилась после серии блестящих побед, а кроме того, наполовину была обусловлена медицинскими причинами.
...И вот в Москву на турнир, посвященный памяти Михаила Таля, приехали 10 знаменитых гроссмейстеров, чтобы померяться силами и порадовать любителей шахмат своим творчеством. Буквально до последнего момента оставалось неясным, окажется ли среди них один из триумфаторов бакинской Олимпиады – лидер команды-победительницы Фабиано Каруана. Ведь ранее Фабиано с готовностью откликался на такое приглашение. Однако на этот раз турнир пройдет без него, а также (что неудивительно) без чемпиона мира Магнуса Карлсена и претендента на это звание Сергея Карякина, которым уже в ноябре в Нью-Йорке предстоит поспорить за мировую шахматную корону. При этом всех участников открывающегося мемориала можно условно разбить на группы.
В одну из них входит четверка гроссмейстеров, не участвовавших по различным причинам во Всемирной шахматной олимпиаде. Это Левон Аронян (Армения), Виши Ананд (Индия), Петр Свидлер (Россия) и Борис Гельфанд (Израиль). На их стороне свежесть и желание громко напомнить о себе.
Вторая четверка – это «неудачники Олимпиады», к коим с известными оговорками можно отнести Шахрияра Мамедьярова (Азербайджан) и Аниша Гири (Нидерланды), а также (уже без всяких оговорок) чемпиона России Евгения Томашевского и китайца Ли Чао. Да и вообще, выступление одного из рейтинг-фаворитов, чемпиона Тромсё-2014 шахматистов Китая, занявших в итоге лишь 13-е (!) место это тема, для особого, правда, скорее внутрикитайского разговора...
И наконец, «триумфаторы Олимпиады» – российские гроссмейстеры Владимир Крамник и Ян Непомнящий. Что и говорить, радость личного успеха сильно омрачена для каждого из них не вполне удачным выступлением команды. Так, Ян Непомнящий еще долго будет вспоминать о том, как после семи (!) побед подряд он уступил в стыковом матче американцу Уэсли Соу. Ведь если бы в этой партии был зафиксирован любой иной результат, то победа на Олимпиаде почти наверняка досталась бы не команде США, а сборной России.
Именно с таким далеко не одинаковым багажом выходят гроссмейстеры на старт интереснейшего соревнования. А ярко блеснуть на нем вполне способны как ветераны, экс-чемпионы мира Владимир Крамник и Виши Ананд, а также семикратный чемпион России Петр Свидлер, так и любой другой участник начинающегося супертурнира.
Москва, 2016
турнир памяти Михаила Таля
Средний рейтинг 2760
Владимир Крамник Россия 2817
Левон Аронян Армения 2795
Виши Ананд Индия 2776
Шахрияр Мамедьяров Азербайджан 2762
Аниш Гири Нидерланды 2756
Ян Непомнящий Россия 2749
Петр Свидлер Россия 2745
Борис Гельфанд Израиль 2743
Ли Чао Китай 2728
Евгений Томашевский Россия 2724