Магнус Карлсен снова доказал свое право считаться сильнейшим шахматистом мира. Фото с официального сайта организаторов турнира
Рассказывая о напряженной борьбе, в которой проходил первый этап второго розыгрыша Гран-чесс-тура, я никак не мог предположить, что его победитель – Хикару Накамура – не сможет неделю спустя не только развить свой успех, но и займет на аналогичном турнире в бельгийском Лёвене скромное седьмое место! Впрочем, старт этого соревнования выдался весьма драматичным не только для американского гроссмейстера, проигравшего на старте три партии подряд, но и для его главного (как казалось перед началом этапа!) конкурента в общем зачете элитного гроссмейстерского многоборья.
Дело в том, что после двух ничьих и вымученной победы в отнюдь не лучшем для себя ладейнике в поединке третьего тура с Левоном Ароняном чемпион мира начал... проигрывать. При этом характер его просмотров во встречах с Фабиано Каруаной и Хикару Накамурой мог навести на мысль о злом роке судьбы, которая именно в этом турнире ополчилась на лучшего гроссмейстера планеты. Ведь Карлсена дважды подвела самая сильная его сторона – умение почти полностью исключать в игре глупые невынужденные ошибки.
Правда, тактический удар, или, если хотите, элегантная комбинация, которая в партии четвертого тура принесла успех Фабиано Каруане, не лежала на поверхности и уж как минимум не бросалась в глаза. Но в любом случае добровольное решение Карлсена оставить своего короля без надлежащей охраны в заведомо выигрышной для чемпиона позиции выглядело крайне неразумным. Когда же Магнус в партии следующего тура зевнул в дебюте фигуру, то стало казаться, что это просто «не его» турнир. Мало того что он проиграл одному из аутсайдеров... Хикару Накамуре, но и отпустил при этом в отрыв Виши Ананда. Ведь после шестого тура экс-чемпион мира опережал своего ближайшего преследователя Уэсли Соу на целое очко, что при крайне неровной игре всех остальных участников казалось огромным заделом.
Однако у быстрых шахмат свои законы. В седьмом туре настал черед ошибаться уже индийскому гроссмейстеру. Сначала он проиграл явно ничейное ладейное окончание Владимиру Крамнику, а затем допустил несколько грубых ошибок в поединке с Магнусом Карлсеном и... уступил ему лидерство. Точнее, вперед в этот момент вырвались сразу двое, но более мощный финиш позволил чемпиону мира опередить Уэсли Соу на пол-очка, точнее, на целое очко, поскольку зачет в быстром турнире производится с двойным коэффициентом относительно блица.
...Что и говорить, даже сражения сильнейших гроссмейстеров планеты в быстрые шахматы изобилуют, как еще раз показала практика, поистине немыслимым количеством глупых невынужденных ошибок. И нет ничего удивительного в том, что при переходе к молниеносной игре таких ошибок становится еще больше. Впрочем, важнейшую блицпартию восьмого тура первого круга против Уэсли Соу Магнус провел в свойственной себе классической манере и переиграл конкурента чисто техническими средствами. Именно этот момент стал ключевым не только для чемпиона мира, но и для Левона Ароняна, которому благодаря прекрасной игре в блиц удалось выйти на второе место, но удержать его по системе «рапид+блиц» армянский гроссмейстер так и не смог.
В результате Магнус Карлсен первенствовал как в каждой из номинаций, так и в общем зачете в целом. Второе место американского гроссмейстера Уэсли Соу позволило молодому экс-филиппинцу встать по итогам двух первых этапов вровень с Хикару Накамурой, а на четвертой позиции закрепился Левон Аронян.
Весьма любопытны изменения, произошедшие по завершении турнира в списке сильнейших при игре в быстрые и молниеносные шахматы. Так, в рапиде – благодаря откровенному провалу в Лёвене Хикару Накамуры – отрыв чемпиона от тройки преследователей, в которую наряду с американским гроссмейстером входят теперь и Сергей Карякин с Яном Непомнящим, увеличился до весьма значительных величин. А вот огромные, более чем 40-очковые потери блицрейтинга, понесенные как Магнусом Карлсеном, так и Хикару Накамурой на втором этапе Гран-чесс-тура, породили маленькую сенсацию. Рейтинг сильнейших блицоров планеты возглавил представитель Китая Дин Лижень, второе и третье места занимают Карлсен и Накамура, четвертое – Ян Непомнящий, а на пятое вышел Левон Аронян.
В заключение – перед уходом в летний отпуск – несколько слов о творческих итогах и зрительских впечатлениях. Как мне кажется, но два столь масштабных события, следуя одно за другим, породили своего рода эффект пресыщения. Как-то обидно видеть такую концентрацию нелепых ошибок, которые раз за разом допускают невероятно сильные шахматисты. На мой взгляд, блиц и рапид хороши как приправа, в крайнем случае – как десерт, но, становясь основным блюдом, подаваемым к праздничному столу, они невольно дискредитируют как себя, так и шахматы в целом. Во всяком случае, заставляют задуматься над сакраментальным, едва ли не риторическим вопросом: «За это ли мы уважаем сильнейших гроссмейстеров планеты и любим саму эту древнюю игру?!»