Левон Аронян считается одним из главных фаворитов предстоящего турнира. Фото с сайта www.bakuworldcup2015.com
Начиная с невероятно далекого от нас 1886 года шахматный мир объединяет удивительный и абсолютно уникальный институт, который порой критикуют за якобы содержащуюся в нем приверженность давно изжившим себя монархическим традициям. Именно в 1886 году по итогам матча между двумя сильнейшими шахматистами планеты – Вильгельмом Стейницем и Иоганном Цукертортом – было названо имя первого шахматного короля в истории игры – уроженца Праги, некогда венского, а на момент своего триумфа американского маэстро.
Без преувеличения можно сказать, что королевский шахматный титул существует словно бы отдельно от его обладателей, доказывая людям не только свою поразительную живучесть, но и способность к реанимации, даже к возрождению из пепла. Основа же столь невероятных свойств кроется в удивительном единстве мирового шахматного сообщества, которое по неким мистическим причинам упрямо не желает, чтобы титул шахматного короля был заменен привычным для большинства видов спорта званием победителя очередного чемпионата мира.
Как заметил Борис Гельфанд – недавний претендент на мировую шахматную корону, эта корона обладает особой сакральностью, не только выделяя шахматы среди всех других видов спорта, но и занося имя каждого шахматного короля в сонм великих и словно бы утверждая, что чемпион мира по шахматам больше, чем просто чемпион! Этому феномену трудно дать рациональное объяснение. Куда проще констатировать сам факт его существования, заодно напомнив о двух кризисах – 1946–1948 и 1993–2006 годов, каждый из которых раскалывал шахматный мир, однако мир этот – несмотря ни на что! – находил в себе силы вернуть утраченное им на время единство.
Напомню, что в 1946 году умер непобежденным четвертый чемпион мира Александр Алехин, что в условиях начинавшейся холодной войны породило весьма сильный соблазн провозгласить чемпионом экс-чемпиона мира Макса Эйве и провести линию раздела по границе военно-политического противостояния Запада и Востока. К чести голландского гроссмейстера, он сделал все от него зависящее, чтобы этот мрачный сценарий так и не был реализован. Но еще большую роль в объединении шахматного человечества сыграл тогда будущий чемпион мира Михаил Ботвинник, за что годы спустя получил от благодарного шахматного сообщества еще один... на этот раз неформальный сакральный титул – титул шахматного патриарха.
Первый общемировой шахматный кризис был преодолен на удивление быстро и внешне безболезненно, что побуждало не только потомков, но даже шахматных историков недооценивать его глубину. Куда дольше продолжался раздрай, начало которому в 1993-м положил выход Гарри Каспарова из ФИДЕ, многократно усиленный одновременным распадом двух великих шахматных держав – Советского Союза и Югославии.
Ситуация существенно изменилась лишь после того, как в 1995-м – ровно 20 лет назад – Международную шахматную федерацию возглавил Кирсан Илюмжинов. Однако даже энергичные усилия нового президента ФИДЕ вернуть шахматному человечеству утраченное им единство долгое время не приносили никакого зримого результата. Более того, проводимые под эгидой ФИДЕ чемпионаты мира по нокаут-системе оказались палкой о двух концах, с одной стороны поддерживая значительную часть гроссмейстеров-профессионалов, а с другой – нанося удар по традиционной схеме розыгрыша чемпионского звания. Но именно тогда, когда стало казаться, что «миссия невыполнима», случилось «обыкновенное чудо», а элестинский матч 2006 года и неразрывно связанные с ним планы проведения отборочных соревнований последующих циклов в одночасье восстановили порядок в шахматном мире...
В центре этой конструкции находится сейчас поединок за мировую шахматную корону, в котором действующий чемпион отстаивает свое звание против победителя турнира претендентов, состав которого, в свою очередь, формируется на основании чутких и ясных спортивных принципов. Правда, согласно регламенту, одно место из восьми отдается в претендентском соревновании на откуп организаторам турнира. Именно поэтому час Х – момент объявления места проведения соревнования и имени этого счастливчика – откладывается на потом, то есть на время, когда станут известны все остальные участники турнира претендентов.
Не удивительно, что по завершении Гран-при ФИДЕ, победителями которого вышли два американца – Фабиано Каруана и Хикару Накамура, из числа претендентов на проведение турнира выбыла де-факто Шахматная федерация США. А после победы на Кубке мира Сергея Карякина и Петра Свидлера заметно снизился интерес к организации этого соревнования и со стороны РШФ, хотя всем болельщикам очень хотелось бы увидеть среди претендентов на шахматную корону экс-чемпиона мира Владимира Крамника. Он едва ли не единственный шахматист в современном мире, который не испытывает никакой робости при игре с Магнусом Карлсеном. Тем более что Владимиру удалось в последнее время существенно подняться в текущем списке сильнейших, деля в нем вместе с Виши Анандом третье и четвертое места... Определенный интерес к проведению турнира проявляли также Шахматные федерации Азербайджана и Армении...
...И вот – за четыре месяца до начала турнира – Кирсан Илюмжинов, проведя переговоры с президентом Шахматной федерации Армении Сержем Саркисяном, объявил, что турнир претендентов пройдет с 10 по 30 марта 2016 года в Москве под эгидой «Тахир групп» и ее владельца Самвела Карапетяна, который уже однажды спонсировал проводимый в Москве турнир памяти Тиграна Петросяна. Кстати, это решение в чем-то созвучно тому, что было принято три года назад, когда на проходившем в Лондоне, но спонсируемом азербайджанской компанией «Сокар» турнире претендентов место «персональщика» было предоставлено Теймуру Раджабову.
На этот раз восьмым претендентом на матч с чемпионом мира Магнусом Карлсеном окажется Левон Аронян. В списке сильнейших Левон занимает сейчас только восьмую позицию, но его блестящий послужной список таков, что смело позволяет отнести армянского гроссмейстера к числу главных фаворитов соревнования. Однако главная интрига предстоящего турнира будет, как мне кажется, связана с выступлением трех «новичков»: Фабиано Каруаны, Хикару Накамуры (оба – США) и Аниша Гири (Голландия), а также Сергея Карякина (Россия), который на предыдущем аналогичном соревновании занял второе место. Короче, московским шахматным болельщикам будет за кого поболеть!