Фабиано Каруана настроен на победу. Фото с сайта www.khantymansiysk2015.fide.com
Главным шахматным событием второй половины мая стал заключительный этап Гран-при ФИДЕ. По его итогам будут названы имена двух счастливчиков, двух шахматистов, которые после сверхнапряженного элитного многоборья завоюют право выступить на турнире претендентов и продолжить борьбу за шахматную корону.
Необходимо уточнить, что «линия Гран-при» является лишь одним из направлений претендентского отбора, поскольку пробиться на претендентский форум можно также, попав в финал Кубка мира, который пройдет в сентябре в Баку, или заложить основы своего будущего «претендентского благополучия», загодя набив высочайший индивидуальный коэффициент, который обычно называют рейтингом.
Однако гроссмейстеры, вышедшие на старт четвертого этапа Гран-при, мечтали, конечно же, решить все свои отборочные проблемы здесь и сейчас – то есть непосредственно в Ханты-Мансийске. И серьезнейшие основания для этого имелись у всех трех лидеров общего зачета: россиянина Евгения Томашевского и двух американцев: Фабиано Каруаны и Хикару Накамуры. При этом Жене для успеха было достаточно показать «просто достойный результат», тогда как каждому из его преследователей – войти в число победителей супертурнира. Некоторые шансы на попадание в заветную двойку сохраняли также Борис Гельфанд (Израиль) и двое россиян – Дмитрий Яковенко и Сергей Карякин. Однако для отнюдь не гарантированного даже в этом случае успеха каждому из них было необходимо выступить не просто хорошо, а поистине блестяще. Иными словами, единолично выиграть супертурнир.
Казалось бы, такой турнирный расклад должен был предопределить и тактику соискателей, побуждая, в частности, Евгения Томашевского действовать с оглядкой, а Хикару Накамуру – «рвать и метать» в присущей этому американцу самурайской манере. Однако уже первые туры показали, сколь малую роль при столкновении с жизненными реалиями играют отвлеченные формальные выкладки. Не буду, в частности, гадать, насколько игровое поведение интеллигентного и неизменно уравновешенного Евгения Томашевского предопределила его предстартовая установка, а в какой степени – действия соперников. Так или иначе, но ни Баадур Джобава, ни Александр Грищук, оппонировавшие лидеру общего зачета на старте, не дали ему скучать. Однако до 39-го и 40-го ходов этих партий Томашевский действовал пусть и не идеально, но, во всяком случае, абсолютно хладнокровно и вполне мог со 100-процентным результатом захватить на турнире единоличное лидерство.
Как мне кажется, труднообъяснимые ошибки в концовке этой партии лишили Евгения не только важнейшей половинки очка, но и веры в свою звезду – в то, что ему по силам продолжить победную серию, начатую им на предыдущем этапе в Тбилиси. Так или иначе, но после этого он сначала уступил рейтинг-фавориту соревнования Фабиано Каруане, затем не смог реализовать огромное преимущество в партии с Дмитрием Яковенко и, наконец, проиграл сложный, тягучий, но поначалу примерно равный эндшпиль Сергею Карякину. В результате «без пяти минут претендент» ушел, как говорят шахматисты, «в минус» и поставил под угрозу свой окончательный успех в рамках элитного гроссмейстерского многоборья.
В то же время Каруана начал турнир так, словно ни на секунду не сомневается в своем окончательном успехе, открывающем ему дорогу на турнир претендентов и, в перспективе, к матчу за шахматную корону против Магнуса Карлсена. Кстати, собирается ли Фабиано Каруана выступать в сентябре на Кубке мира в Баку? Вот как он ответил на этот вопрос в недавнем интервью с Мариной Макарычевой – сразу же по завершении супертурнира памяти Вугара Гашимова:
«Возможно, я выступлю в Баку, но пока в этом не уверен. Очень многое будет зависеть от моих ближайших результатов. Ведь если я отберусь на турнир претендентов, удачно сыграв на заключительном этапе Гран-при ФИДЕ, то никакой спортивной необходимости играть в Кубке мира у меня уже не будет. Но Кубок мира – очень интересный и престижный турнир, на котором весьма заманчиво выступить любому шахматисту. Конечно, формат Кубка – это нокаут-система, однако и у нее имеются достоинства. Ну а, кроме того, мне очень понравился Баку, в котором я выиграл первый этап Гран-при, поэтому меня тянет снова приехать в этот город.
Когда мне удастся добраться до матча за шахматную корону? Это сложный вопрос, на который очень легко дать ответ: я не знаю! Хотя при благоволении фортуны я мог бы сыграть такой матч уже в этом цикле. То есть уже следующий матч Магнуса Карлсена мог бы быть матчем именно со мной. Конечно, счет наших встреч сейчас в его пользу, но я доказал, что с Магнусом можно не только играть, но и выигрывать. Иными словами, если мне когда-нибудь доведется сыграть с ним матч, то я очень надеюсь одержать в нем победу».
Что ж, ханты-мансийское выступление итало-американца пока не разочаровывает его многочисленных болельщиков, чего пока нельзя сказать о другом рейтинг-фаворите турнира – Хикару Накамуре. При этом достаточно сдержанная игра большинства участников соревнования оставляет шансы на успех – то есть на попадание в заветную двойку – и тем, чьи перспективы казались перед началом соревнования абсолютно призрачными. И хотя это новое ощущение может оказаться всего лишь оптическим обманом, в одном можно быть совершенно уверенным: на финише турнира мы станем свидетелями невероятно увлекательной борьбы.