Магнус Карлсен – сильнейший шахматист планеты. Фото с сайта www.sochi2014.fide.com |
Сочинский матч за шахматную корону завершился именно так, как и ожидало большинство болельщиков и специалистов. Магнус Карлсен – молодой чемпион, многолетний лидер мирового рейтинга и неизменный обладатель «Шахматного Оскара» – отстоял свое звание в поединке с 45-летним экс-чемпионом Виши Анандом, звездные часы которого, судя по всему, уже в прошлом.
Решающей стала предпоследняя, 11-я, партия, которая – после победы Карлсена – оказалась в матче последней. Выиграв ее, Магнус набрал 6,5 очка, которых при игре на большинство из 12 партий оказалось достаточно для досрочной победы. Всего за час-полтора до завершения этого сражения куда более вероятным представлялся любой другой исход ключевого поединка, в том числе и победа претендента, тогда Виши Ананд сравнял бы счет и перехватил психологическую инициативу.
Напомню, что белыми фигурами в 11-й партии руководил Магнус Карлсен и, судя по всему, заготовил для соперника какой-то сюрприз в применяемой там берлинской системе испанской партии. Однако, разыграв «Берлин», Виши Ананд первым ушел в сторону, предпочтя второй – менее популярный – план защиты, который ранее в его практике не встречался. И «новинка» сработала на все сто! После 22-го хода черных на доске стояла позиция даже не динамического, а скорее «статического» равновесия, в которой белые фигуры могли продолжать стоять на местах, что было бы равносильно предложению ничьей, или же... поступить так, как поступил руководивший ими Карлсен.
Один из коней норвежца устремился на королевский фланг и покинул свою мощную центральную позицию, в ответ на что индийский гроссмейстер тут же ответил парадоксальным ударом на противоположном краю доски. Психологический эффект этого объективно неплохого решения многократно усиливался тем, что своей быстрой игрой и всем поведением за доской Ананд словно бы демонстрировал, что возникшая позиция хорошо ему знакома. Несложный анализ показывал, что в случае принятия предложенной жертвы белые сразу же попадали в худшее положение.
Вносили свой скромный вклад в болельщицкое восприятие происходящего и компьютеры. По мнению наших электронных помощников, положение черных после нанесенного удара стало лучше! Уверен, столкнувшись с подобным развитием событий, едва ли не любой шахматист испытал бы паническое чувство, порожденное якобы допущенной им ошибкой, которой соперник воспользовался блестяще. Любой, но только не Магнус Карлсен! Да и объективная оценка позиции почти не изменилась, правда, вместо гарантированной ничьей, сохранявшей перед заключительной решающей партией минимальное лидерство чемпиона, теперь ему нужно было перейти к обороне в положении, в котором инициативой владел соперник...
Анализируя партию по ее завершении, я пришел к выводу, что впечатления как гроссмейстеров, так и большинства зрителей были достаточно субъективны. Иными словами, практические шансы белых в начавшейся «игре на три результата» оставались отнюдь не плохими. Тем более что Виши Ананд, решивший воспользоваться удивительным шансом, начал тратить все больше времени, в результате чего не только догнал соперника по этому важнейшему показателю, но и перегнал его. Кульминация наступила уже через четыре хода, на которые у соперников ушло более двух часов игрового времени.
Если бы в этот момент экс-чемпион сделал самый естественный ход, а затем твердо придерживался линии оптимального поведения, то сохранил бы в очень непростой для оценки и разыгрывания позиции небольшое преимущество. Однако Виши Ананд соблазнился весьма элегантной, но, как выяснилось вскоре, некорректной жертвой качества. Возможно, будь его противником кто-либо иной, эта жертва могла бы принести Ананду успех, однако Карлсен с железной непреклонностью опроверг замысел соперника и уже вскоре торжествовал победу. Победу не только в партии, но и в матче в целом. Поздравляем!
Впрочем, борьба в сочинском поединке проходила несравнимо упорнее и интереснее, чем год назад на родине Ананда в Ченнаи. Вот как оценил произошедшее отец Магнуса Карлсена Хенрик.
«Конечно же, матч в Сочи был намного сложнее, хотя, если судить только по счету, это не столь очевидно. Собственно, Магнус, конечно же, ожидал, что соперник предстанет совсем иным – несравнимо более подготовленным и настроенным на борьбу. На Магнуса произвела очень сильное впечатление великолепная дебютная подготовка Ананда, его способность спустя всего лишь год после тяжелейшего поражения дать бой и всерьез попытаться взять реванш. Но хотя в Сочи Магнусу было отнюдь не просто, сам он считает, что играл очень неплохо, и доволен своим выступлением…
Трудно ли было Магнусу сохранять постоянную мотивацию после прошлогодней победы?! Пожалуй, нет, потому что это чувство идет у него изнутри, из каких-то глубинных источников. Он играет, борется и побеждает прежде всего для себя, для собственного удовольствия. При этом никогда не забывает о том, что благодаря ему сотни тысяч норвежцев стали горячими поклонниками шахмат, что они внимательно следят за каждой партией Магнуса, особенно за партиями матча за шахматную корону.
Кстати, замеры норвежской телеаудитории показали, что более половины населения нашей страны регулярно смотрели или ежедневные итоговые выпуски, или иные специальные программы, посвященные партиям матча. И безусловно, такое внимание норвежцев оказывало влияние на Магнуса, дополнительно стимулируя его.
Следующий матч состоится только через два года, поэтому задумываться о новом сопернике пока как-то рановато. Конечно, на слуху у всех имя Фабиано Каруаны. И если предположить, что Каруане удастся не только отобраться в турнир претендентов, но и выиграть его, то, безусловно, при той динамике роста, которую демонстрирует сейчас итальянский гроссмейстер, он может оказаться для Магнуса исключительно опасным соперником, вероятно, самым опасным среди всех.
Там не менее мне не хотелось бы особо выделять его до завершения турнира претендентов 2016 года. Потому что любой победитель этого турнира окажется очень серьезным оппонентом Магнуса в споре за шахматную корону…»