Дмитрий Андрейкин одержал победу на турнире в Узбекистане. Фото с сайта www.tashkent2014.fide.com
Сверхнасыщенный график современного шахматного календаря не оставляет времени на раскачку не только ведущим гроссмейстерам, но и шахматным журналистам. Так, в минувшее воскресенье в Ташкенте завершился второй этап Гран-при ФИДЕ, а уже в понедельник в Москве стартовал другой звездный турнир, который посвящен памяти девятого чемпиона мира Тиграна Вартановича Петросяна. Однако в центре всеобщего внимания – даже на столь ярком фоне! – находится матч за мировую шахматную корону, который открывается сегодня в Сочи. Однако обо всем по порядку.
Начнем с подведения итогов ташкентского турнира, который, используя стилистику 70-х годов прошлого века, можно в рамках элитного отбора Гран-при назвать определяющим. Ведь по его завершении большинство реальных претендентов на попадание в заветную двойку победителей и, как следствие, на право принять участие в следующем претендентском форуме сделали уже по два зачетных выстрела из трех возможных. Те же, кто выступил лишь на одном из двух турниров – в Баку или в Ташкенте – отчетливо очертили как уровень своих притязаний, так и свою тактику на двух оставшихся этапах.
Собственно, тактика эта не вызывает особых сомнений и может быть описана стандартной спортивной формулой: набрать как можно больше очков и занять максимально высокое место. Другое дело, что, стремясь к максимуму, вы должны ясно отдавать себе отчет в физической и психологической готовности каждого очередного соперника и в связанном с ней уровне допустимого риска.
С этой точки зрения любопытно взглянуть на выступление в Ташкенте триумфаторов первого бакинского этапа – Фабиано Каруаны и Бориса Гельфанда, точнее, на их действия после неудачного старта. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и возраст гроссмейстеров, от которого существенно зависит способность добиваться быстрого физического и психологического восстановления, но тем не менее можно признать, что как Борис, так и Фабиано попали в начале турнира в своеобразный нокдаун и были вынуждены полностью пересматривать свою спортивную стратегию.
В известном смысле Каруане делать это было даже сложней. После целой серии триумфальных выступлений и обретения им неформального статуса главного конкурента Магнуса Карлсена в споре за шахматую корону молодому итальянцу было сложно раз за разом терпеливо защищать в поединках с «простыми смертными» чуть худшие позиции, думая о том, как бы не провалиться на самое дно турнирной таблицы, как уйти из минуса, а затем выйти хотя бы в маленький плюс.
Однако фаворит смог выдержать это испытание, разделил в Ташкенте 4–7-е места и получил в рамках общего зачета 75 очков, которые позволили ему возглавить элитную гонку. А вот откровенно расклеившийся после двух поражений Борис Гельфанд съехал на самое дно турнирной таблицы и – несмотря на свой бакинский триумф – откатился на 4-е место в общем зачете гроссмейстерского многоборья.
Обратную эволюцию проделал в Ташкенте Дмитрий Андрейкин, которому удалось сменить предпоследнее место в Баку на единоличную победу в столице Узбекистана. Внимательно следя за игрой этого очень сильного шахматиста, мы, конечно же, ожидали увидеть его успешное выступление на втором этапе Гран-при, но то, что оно завершится триумфальным взлетом на высшую ступень пъедестала почета, предположить было практически невозможно.
Так или иначе, но ташкентский триумф вознес Дмитрия на третью позицию общего зачета и дал неплохие шансы завоевать вторую путевку на турнир претендентов. Впрочем, в этом споре Андрейкину предстоит нелегкая борьба как минимум с тремя достойными конкурентами: идущим вторым и выступавшим как в Баку, так и в Ташкенте американцем Хикару Накамурой, а также с двумя россиянами – Александром Грищуком и Петром Свидлером, чей достойный задел по итогам первого этапа позволяет им с умеренным оптимизмом смотреть в будущее. Тогда как Борис Гельфанд, Шахрияр Мамедьяров и Сергей Карякин могут рассчитывать на место под солнцем лишь в случае очень высокого результата в своей заключительной третьей попытке.
Между тем в Москве стартовал супертурнир памяти Тиграна Петросяна. С точки зрения шахматных болельщиков, это соревнование интересно тем, что в нем участвуют Левон Аронян и Владимир Крамник – шахматисты, решившие не выступать в серии Гран-при, а сделать ставку на Кубок мира следующего года, попадание в финал которого также открывает дорогу на турнир претендентов. Не стоит забывать, что «самые-самые» могут попасть на претендентский форум и благодаря своему высочайшему рейтингу, что относится в первую очередь к армянскому гроссмейстеру.
Беседуя на открытии супертурнира с его участниками, нам было очень интересно узнать, что они думают о шансах Виши Ананда в начинающемся в конце недели матче за мировую шахматную корону. Все они были едины в том, что нынешний сочинский поединок не будет похож на прошлогодний, иными словами, экс-чемпион мира предстанет в нем достойным соперником для Магнуса Карлсена. Хотя в подобных матчах с участием одних и тех же гроссмейстеров существует психологическая опасность, скажем так, «продолжения пройденного», когда воспоминания, стереотипы и комплексы предыдущего поединка словно бы переносятся из прошлого в настоящее. Именно в этом и состоит главная опасность, главная трудность для Виши Ананда. Ведь огромнейший шахматный потенциал «мадрасского тигра» ни у кого не вызывает сомнений.
Впрочем, ответ хотя бы на некоторые из связанных с матчем вопросов мы получим уже в ближайшие дни. Ведь уже в эти выходные будут сыграны первые две партии очередного матча за шахматную корону.