Лидеры турнира в Ташкенте – Дмитрий Андрейкин и Хикару Накамура. Фото с сайта www.tashkent2014.fide.com
Как мы и предсказывали неделю назад, второй этап Гран-при ФИДЕ, несмотря на незначительные изменения в составе соревнования, выдался не похожим на предыдущий. Недавние герои ненавязчиво ушли в тень, а на авансцену турнира вышли те, кому так и не удалось удовлетворить в Баку свои спортивные и творческие амбиции.
Наиболее контрастной выглядит в этом отношении пара Гельфанд–Андрейкин, пара своеобразных антиподов, в которой израильский гроссмейстер, который разделил с Фабиано Каруаной победу на первом этапе, выступает теперь в роли аутсайдера, тогда как экс-чемпион России, финалист Кубка мира и участник ханты-мансийского турнира претендентов проделал обратную эволюцию. При этом лишь одному из обладателей наивысших турнирных рейтингов – американцу Хикару Накамуре – удалось в Ташкенте не ударить в грязь лицом и уже на старте замахнуться на максимальный результат. В полушаге от дуэта лидеров следовали француз Максим Вашье-Лаграв, Баадур Джобава (Грузия) и бакинец Шахрияр Мамедъяров – иными словами, двое новичков элитного гроссмейстерского многоборья и неудачник первого этапа. При этом если говорить о содержательной стороне шахматного творчества, то все пятеро шедших впереди гроссмейстеров не хватали звезд с неба, а просто играли в свою игру, действуя в привычной, пусть даже и достаточно самобытной, не похожей на других манере. Так, важнейшим для Дмитрия Андрейкина стал поединок с другим россиянином – Сергеем Карякиным, в котором Дмитрий разыграл белыми сверхоригинальный вариант, который можно формально отнести к дебюту ферзевых пешек. И, к удивлению специалистов, смог не только выйти сухим из воды, но и добиться заметного дебютного преимущества, которое затем уверенно реализовал.
Очень интересно проходила борьба во встрече Шахрияра Мамедъярова и Рустама Касымжанова. Поначалу казалось, что, пойдя на позиционную жертву двух пешек, бакинец явно перегнул палку, однако риск оправдал себя. Запутавшийся в тактических осложнениях экс-чемпион мира ФИДЕ прошел мимо нескольких выгодных продолжений, попал под сильнейшую атаку и потерпел поражение.
Конечно, на турнирах серии Гран-при слабых попросту нет. Поэтому не может не удивлять та легкость, с которой победители в этих и многих других партиях обыгрывали поверженных оппонентов. Так, сразу несколько гроссмейстеров экстра-класса достаточно часто допускали несвойственные им элементарные ошибки, что можно объяснить лишь накопившейся у них физической и эмоциональной усталостью.
Особенно рельефно на фоне недавнего бакинского триумфа выглядит игра самого возрастного участника турнира. В первых семи турах Борис Гельфанд потерпел целых три поражения при четырех ничьих. И это при том, что, проявив в решающие моменты борьбы хладнокровие и концентрацию, он вполне мог спасти каждую из проигранных им партий. Куда труднее охарактеризовать творчество Фабиано Каруаны – главного рейтинг-фаворита не только продолжающегося турнира, но и всего Гран-при в целом. После проигрыша в первом туре Максиму Вашье-Лаграву итальянский гроссмейстер смог взять себя в руки, стал действовать куда точнее и в большинстве последующих партий владел инициативой, однако обыграть в итоге смог лишь явно расклеившегося Бориса Гельфанда. Но, поскольку никому из титульных конкурентов не удалось на старте уйти в отрыв, надежды Каруаны побороться за достойный результат, а если повезет, то и за победу в соревновании, выглядят отнюдь не беспочвенными. Пожалуй, по совокупности обстоятельств наиболее высокими представляются шансы американца Хикару Накамуры, который, как, впрочем, и Дмитрий Андрейкин, не допустил в первой половине турнира практически ни одной грубой ошибки. То же самое нельзя, увы, сказать о Сергее Карякине, однако уверенная победа, одержанная Сергеем в седьмом туре над Анишем Гири, вернула россиянина в число потенциальных конкурентов лидеров, выведя из их числа многократного чемпиона Голландии.
Короче, турнирный расклад после преодоления турнирного экватора выглядит крайне запутанным и труднопредсказуемым. Добавляет спортивной остроты и то обстоятельство, что в нынешнем цикле Гран-при в общий зачет идут все выступления гроссмейстеров, что лишает их права на провал даже на одном из этапов. А это означает, что каждый из претендентов на попадание в заветную двойку будущих победителей Гран-при постоянно «сверяет часы» с потенциальными конкурентами. Если же говорить более конкретно, то программой-минимум для каждого из соискателей можно считать результат «+1» – то есть 6 очков из 11 возможных, тогда как рубеж 6,5 очка и, разумеется, еще более успешный итог – это просто здорово. Напомним, кстати, что именно на рубеже «+2» поделили первое и второе места победители бакинского этапа Фабиано Каруана и Борис Гельфанд.
Ждать осталось недолго. В ближайшее воскресенье станут известны имена как победителей ташкентского супертурнира, так и наиболее реальных претендентов на победу в общем зачете Гран-при.