Борис Гельфанд возглавил общий зачет, но лавры победителя достались другому. Фото с сайта www.baku2014.fide.com
Финишная часть первого этапа Гран-при ФИДЕ вылилась в удивительное действо с совершенно непредсказуемым исходом. После шести туров развитие турнирной интриги допускало, казалось, лишь два возможных сценария: триумфальную победу Фабиано Каруаны или более или менее острый спор между немного оторвавшимся ото всех фаворитом соревнования и его единственным на тот момент реальным конкурентом – Борисом Гельфандом.
При этом некоторые болельщики, не скрывавшие своих симпатий к молодому итальянцу, обращали внимание на относительно «легкий» финиш Каруаны, что, по их мнению, должно было позволить ему не только уверенно выиграть турнир, но и замахнуться на лидирующую позицию Магнуса Карлсена в мировом рейтинг-листе. Ведь в тот момент их разделяло менее 12 пунктов!
Однако очередной седьмой тур, в котором единоличный лидер встречался с «единоличным аутсайдером», полностью поменял турнирный расклад. Да, конечно, слабых на этапах Гран-при не бывает, а отнести к числу таковых экс-чемпиона России и участника турнира претендентов этого года Дмитрия Андрейкина попросту невозможно. Однако вполне можно понять и итальянского гроссмейстера, который избрал, играя черными, весьма рискованную скандинавскую защиту, а затем, располагая на 17-м ходу простой возможностью практически полностью уравнять позицию, пошел иным путем и столкнулся с немалыми трудностями.
Если не обращать внимания на избыточную сдержанность при разыгрывании дебюта, то эту победу российского гроссмейстера можно отнести к числу его самых ярких творческих достижений. И такую оценку нисколько не умаляет тот факт, что, находясь в цейтноте, Каруана прошел на 34-м ходу мимо совершенно невероятной возможности провести красивейшую комбинацию и спасти столь неблагоприятно складывавшуюся для него партию.
После осечки фаворита лидеров снова стало двое, но в девятом туре оба они потерпели поражения, уступив не слишком удачно выступавшим на турнире участникам. При этом Каруана в партии с Александром Грищуком попытался продолжить борьбу в сложнейшей и чрезвычайно опасной для обеих сторон позиции. Тем не менее, находясь в остром цейтноте, российский гроссмейстер не только успел сделать все остававшиеся до контроля ходы, но и умело воспользовался просчетом соперника.
Хотелось бы отдать должное Александру Грищуку, который, обыграв лидера, не остановился на достигнутом и, выиграв две заключительные партии, смог показать вполне достойный результат, смотревшийся после проваленного им старта как настоящее чудо.
Между тем за два тура до финиша «пелотон» поглотил «группу отрыва», при этом первое место делили сразу шесть гроссмейстеров! Однако уже следующий игровой день вернул все на круги своя. Борис Гельфанд, уступивший накануне Шахрияру Мамедъярову, отыгрался на другом азербайджанском гроссмейстере – Теймуре Раджабове. Проявил твердость духа и Каруана, чего никак нельзя сказать о его сопернике – кубинце Леньере Домнгесе, откровенно расклеившемся после серии неудач.
Лидеров снова стало двое, но их позиции выглядели не слишком прочными, поскольку на пятки Гельфанду и Каруане наступали сразу четверо преследователей, двое из которых – Петр Свидлер и Евгений Томашевский – были, согласно сложившемуся раскладу, «кузнецами своей судьбы», поскольку располагали возможностью опередить Бориса и Фабиано, обыграв их в заключительном туре.
Короче, тур этот обещал вылиться в поистине захватывающее зрелище, однако уже после трех часов борьбы стало ясно – настоящая драма может разыграться лишь во встрече Каруаны и Томашевского. Дело в том, что все их конкуренты уже сыграли к этому времени вничью, тогда как Фабиано, желая одержать победу, не только не смутил своей агрессивностью стойкого соперника, но и перегнул палку, оставив себе очень мало времени в сложнейшей позиции.
И именно в этот момент итальянский гроссмейстер сделал свой самый сильный ход в партии: сыграв 34.Ла3, он… предложил ничью, которую Томашевский после не слишком продолжительного размышления принял. Психологическое объяснение случившегося лежит на поверхности: играя черными, российский гроссмейстер долгое время находился под прессом признанного фаворита, когда же ситуация на доске существенно изменилось, просто не успел переосмыслить случившееся и трезво оценить свои шансы в предстоящей борьбе.
Конечно, до победы Томашевскому было еще далеко, но его шансы в заключительной позиции были намного выше. К тому же не следует забывать, что выиграй Евгений эту партию, он разделил бы с Борисом Гельфандом первое место и завоевал бы 155 очков в общем зачете Гран-при ФИДЕ, тогда как после зафиксированной ничьей вынужден был довольствоваться несравнимо более скромным достижением. И теперь по 155 очков занесли в свою копилку Фабиано Каруана и Борис Гельфанд, которые после турнира в Баку возглавили общий зачет элитного гроссмейстерского многоборья.
На мой вопрос, заданный по окончании этой драматической партии, Фабиано ответил, что раздосадован тем, что испортил своей игрой на финише отлично начатый турнир, но может утешаться тем, что отделался сравнительно дешево. Ведь по дополнительным показателям лавры победителя достались именно ему – итальянскому гроссмейстеру Фабиано Каруане…