Фабиано Каруана (с кубком) выиграл семь партий подряд и стал первым на турнире в Сент-Луисе. Фото с сайта www.chessdom.com
Если судить по формальным результатам трех заключительных туров, то у болельщиков, не слишком искушенных в шахматах, могло сложиться впечатление, будто бы победитель турнира, а в победе Фабиано Каруаны после выигранных им семи партий подряд никто не сомневался, решил обеспечить себе первое место, сбросив темп и сделав на финише три рядовые ничьи.
Однако, даже не вникая во внутреннее содержание сыгранных партий, у этого предположения есть один принципиальный недостаток. Дело в том, что соперниками Каруаны были не кто-нибудь, а Магнус Карлсен, Хикару Накамура и Левон Аронян – не просто элитные шахматисты, а гроссмейстеры, привыкшие обыгрывать своих соперников независимо от их турнирного положения и цвета фигур. Кроме того, и игра, и тем более результат, показанный к этому времени Фабиано, не могли не раздражать (хотя бы в самом в хорошем смысле!) его коллег по шахматному Олимпу, что в силу вполне понятных причин побуждало их пытаться приостановить триумфальную поступь юного терминатора.
Если же говорить о партии восьмого тура, в которой Каруана встречался с Магнусом Карсленом, то поединок этот имел для обоих молодых «К» чрезвычайно важное значение. Ведь после Сент-Луиса все начали воспринимать их (почти как некогда Карпова с Каспаровым!) в качестве главных участников грядущих сражений за шахматную корону. А если вспомнить, за счет каких личностных особенностей сокрушал в последние годы действующий чемпион мира едва ли не всех своих оппонентов, то станет понятно, насколько в начавшемся стратегическом противостоянии юных гигантов каждому из них важно захватить психологическую инициативу, подвергнуть сомнению замыслы соперника, доказать свою спортивную состоятельность и творческую правоту.
Обыграть в восьмом туре Каруану значило для Карлсена не просто сохранить лицо в глазах болельщиков и всего шахматного мира, но и сделать весомый психологический задел на будущее. Однако победить в подобной ситуации черными – задача неимоверной сложности. Тем не менее Карлсен попытался ее решить, разыграв весьма ответственное и редкое в своем репертуаре разветвление системы Мароци. Фабиано отреагировал очень четко, после чего чемпиону мира пришлось тут же переключиться на защиту явно худшей и крайне неприятной для черных позиции.
Но самое удивительное случилось на 15-м ходу, когда вместо одного из двух продолжений, каждое из которых при абсолютном отсутствии риска давало Каруане неплохие шансы на успех, он предпочел третий путь, который выглядел наиболее перспективно с точки зрения игры на победу. Этот путь, тем не менее, требовал исключительной точности исполнения и был связан с немалой опасностью не только не выиграть, но и, допустив в сложнейшей позиции случайную ошибку, потерпеть поражение.
Но именно эта смелая стратегия едва не принесла итальянскому гроссмейстеру очередную, уже восьмую победу подряд. Однако 29-й ход белых оказался существенной неточностью, позволившей чемпиону мира найти единственный путь к спасению и сделать ничью, которая хоть и гарантировала Каруане досрочную победу в турнире, но позволила Карлсену взять у него небольшой психологический реванш.
Нечто схожее случилось и в следующем, предпоследнем туре, когда, отлично разыграв в партии с Хикару Накамурой «берлинский» эндшпиль и добившись в нем решающего перевеса, победитель турнира имел возможность нанести сороковым контрольным ходом элементарный тактический удар и тут же зафиксировать свою победу. Но крайний дефицит времени и накопившаяся усталость помешали Каруане реализовать огромное преимущество.
Что и говорить, итоговый трехочковый отрыв первого призера от финишировавшего вторым Магнуса Карлсена производит сильное впечатление. Тем не менее это не дает оснований загодя провозглашать Фабиано единственным реальным претендентом на чемпионскую корону.
Однако триумф итальянского гроссмейстера внес весомую лепту в стабилизацию обстановки в мировых шахматах, окончательно развеяв сомнения чемпиона о целесообразности подписания контракта о своем участии в матче на первенство мира. Ведь после Сент-Луиса лидерство норвежца перестало выглядеть столь же безоговорочным, как до начала турнира, поэтому, отказываясь защищать свое звание в Сочи (а о возможности такого отказа ходили упорные слухи) и автоматически лишаясь в результате титула, поддержанного объединяющей весь шахматный мир авторитетной международной организацией, он совершил бы поистине безрассудный поступок.
Таким образом менее чем через два месяца в Олимпийской деревне города Сочи стартует своеобразный матч-реванш, в котором у экс-чемпиона мира Виши Ананда будет куда больше оснований рассчитывать на успех, нежели год назад в своем родном Ченнаи. Как мне кажется, очень многое будет зависеть от того, насколько индийскому гроссмейстеру удастся изжить в душе своеобразный психологический комплекс, который можно условно назвать «мифом о непобедимости Магнуса Карлсена».
Сент-Луис-2014, итоги турнира
1. Ф. Каруана (Италия) 8,5
2. М. Карлсен (Норвегия) 5,5
3. В. Топалов (Болгария) 5,0
4-5. М. Вашье-Лаграв (Франция) 4,0
Л. Аронян (Армения) 4,0
6. Х. Накамура (США) 3,0