За шахматной доской встретились Аршак Петросян и Лев Альбурт. Фото Марины Макарычевой
Минувшая неделя была отмечена двойным успехом Магнуса Карлсена, который к своему титулу классического шахматного короля добавил чемпионские звания по двум другим номинациям: быстрым шахматам и игре в блиц. Однако сегодня речь пойдёт об ином, ведь шахматы интересны не только «очками, голами, секундами», но и прелестью простого человеческого общения. Итак, в Сан-Франциско прошла встреча давних друзей – бывших «молодых мастеров» и их тренеров по сборным. В этом ностальгическом турнире приняли участие восемь гроссмейстеров, многие из которых в 70-е годы прошлого века не раз и не два сражались между собой на безумно сильных и престижных всесоюзных форумах того времени.
Разумеется, почти все они завоевали вскоре гроссмейстерские звания, а многие сменили профессию и место жительства. Как отметил один из участников этого форума, председатель тренерского комитета ФИДЕ Адриан Михальчишин, «почти каждый из приехавших на встречу в Сан-Франциско – часть мировой шахматной истории. И не только истории, поскольку большинство из них – тренеров, журналистов, организаторов – это люди, которые и сейчас делают многое для развития шахмат».
Это Геннадий Сосонко и Лев Альбурт – прекрасные шахматные литераторы, Евгений Свешников – один из крупнейших теоретиков современности, Людмила Белавенец – детский тренер, воспитавшая множество чемпионов мира среди юношей, Николай Попов – комментатор канала «Россия 2», Аршак Петросян – гроссмейстер, тренер сборной Армении, трижды завоевывавшей золото Всемирных шахматных олимпиад, Борис Постовский – заслуженный тренер России, четыре раза приводивший к олимпийскому золоту мужские сборные нашей страны и один раз (правда, только к серебряным медалям Олимпиады) – Анатолий Быховский – бессменный наставник многих поколений «молодых мастеров», а также Михаил Гуревич – гроссмейстер, ставший в 85-м году прошлого века чемпионом СССР, а затем – в веке нынешнем – зародивший в некогда далёкой от шахмат Турции настоящий шахматный бум.
В турнире друзей участвовал лишь один профессионально играющий до сих пор шахматист, точнее – шахматистка. Это лидер женской команды США Ирина Круш. Родом она из СССР, а более конкретно – из Одессы.
Вот что рассказал Марине МАКАРЫЧЕВОЙ гроссмейстер Семен ПАЛАТНИК, также экс-одессит, прекрасно справившийся с ролью директора турнира.
– Как родилась идея собирать на турниры старых друзей?
– Скажу сразу: не в муках. Дело в том, что в мире есть замечательный человек – гроссмейстер Анатолий Мачульский, и он, слава богу, достаточно обеспечен в финансовом отношении. Однажды его посетило удивительное ностальгическое настроение, и мы вспомнили нашего общего друга Игоря Платонова (трагически погибшего в 1995 году), который был моим тренером. Мы решили почтить память друга, профинансировав проведение турнира его памяти в Киеве. Ведь хотя Игорь и родился в Одессе, но затем долгие годы жил в столице Украины.
Нас останавливали два обстоятельства: во-первых, опасение, что среди будущих зрителей могут оказаться и неведомые нам убийцы Игоря Владимировича, а, во-вторых, мы понимали, что выделенные деньги будут не слишком эффективно расходоваться по своему целевому альтруистическому назначению. Но мы неожиданно поняли, что большое число друзей и знакомых Игоря Платонова сейчас живут в Америке и проще и правильнее будет провести такой турнир в США. Я готов был подключиться к его подготовке в роли организатора. А создание общего настроения и финансовая поддержка легли на плечи Мачульского.
Так три года назад был организован первый турнир в Вашингтоне – «в логове мирового шахматизма». Мы оказали при этом и кое-какую финансовую поддержку тем, кто нуждался в помощи. Но очень аккуратно, чтобы не обидеть людей. А на следующий год, увидев, что идея всем понравилась, Анатолий решил продолжить это начинание. К сожалению, появился и повод. Из жизни ушел очень хороший человек – Юрий Сергеевич Разуваев. Тогда же выяснилось, что и Боря Гулько, и Лева Альбурт, и много других его ровесников, с которыми они когда-то рубились за шахматной доской, живут в Америке. Мы пытались пригласить из Москвы и жену Юрия Наташу, но врачи отсоветовали ей ехать.
Тяжело проводить турниры под названием «Мемориал». Мы еще живы, а посвящаются турниры уже ушедшим друзьям. Поэтому третий турнир мы попытались сделать более оптимистичным. К сожалению, это удалось не в полной мере. Анатолий Мачульский сейчас борется с тяжелым недугом, но мы надеемся, что сама атмосфера турнира и царившая на нем биоэнергетика дружбы помогут ему. Немного шахмат, немного борьбы – и очень много дружбы, которая победила!
– Представляю, как сложно провести такой турнир!
– Главное, чтобы был стержень – уважение ко всем, кто к нам приехал. Чтобы друзья получили удовольствие, ощутили бы все прелести Сан-Франциско, города со своим особым лицом. Кстати, куда выходят ваши гостиничные окна?
- На Russian Hill, что конечно же символично. Знаешь, именно об этих местах написал Александр Грин в своих «Алых парусах». Ведь когда-то белые паруса кораблей, приближавшихся с запада к «Золотым воротам», словно бы вспыхивали на закате алым пламенем! И именно в этот пролив, на берегу которого расположен город, вошёл в 1803-м году русский парусник «Юнона», а за ним и «Авось»...
- Интересно, я об этом не знал. Но только не понимаю, кто у кого берёт интервью?!
– Какая разница! Но и ты меня не отвлекай. Расскажи, когда ты переехал в Америку?
– Не скажу, что я эмигрант. Меня пригласили в США на работу, что дало повод оформить рабочую визу. Я приехал сюда со своей любимой собачкой – французским пуделем из Украины, который в Америке тотчас начал гавкать по-английски, поэтому он получил вид на жительство раньше меня! Короче, меня пригласили в штат Теннесси. А рабочая виза вскоре переросла в грин-карту. По специальности я теплоэнергетик. Но здесь тепловые электростанции закрываются, потому что топить углем считается неэкологично. Однако пригласили меня в Америку как шахматиста! Я ведь заслуженный тренер Украины, был вице-президентом УШФ.
Конечно, в США шахматы воспринимаются обществом скорее как хобби. Но существуют и совершенно неожиданные возможности для их применения. Я не буду говорить о детских шахматах, хотя среди моих учеников – чемпион мира прошлого года до 10 лет Эвандер Лианг. Но можно помочь и людям, которые борются с болезнью Альцгеймера. Был проводен эксперимент, призванный поддержать после перенесенного инсульта людей, ранее игравших в шахматы. Мы собрали целую группу, и выяснялись, что люди, которые утратили оптимизм и не в состоянии найти силы для борьбы с болезнью, могут, решая простейшие шахматные задачи, вернуть уверенность в себе. Мыслительный процесс какими-то удивительными обходными путями позволял мозгу перепрограммировать себя и начать эффективно работать! Так что возможностей для реализации своих задумок у нас немало...
В отличие от Семена Палатника Адриан МИХАЛЬЧИШИН приехал в Сан-Франциско в качестве гостя.
– Я принимаю участие в турнире уже в третий раз. Раньше это были своеобразные встречи украинской шахматной школы, поскольку Анатолий Мачульский играл именно за сборную Украины. Но в этом году география заметно расширилась, и получился своеобразный праздник всей советской шахматной школы. Было очень интересно играть. Ведь мы здесь ничем не ограничены – ни коэффициентом, ни нашими старыми счетами, воспоминаниями о том, как играли когда-то. Вспоминаются не одни лишь шахматы, а буквально вся жизнь!
– Но все же когда играешь с Аршаком Петросяном, то появляется желание наконец-то его обыграть?
– Есть, конечно. Но я Аршака уже столько раз побеждал. Поэтому желание отыграться должно возникнуть в первую очередь у него.
– А когда играешь с девушками? Возникает ощущение, что нужно обязательно победить?
– Скажу честно, первые две партии я играл именно с девушками – с Машей Клиновой и Ириной Круш. Я должен был взять два очка, но переусердствовал, с Ирой пропустил хитрый удар, а Маша очень хорошо защищалась...
– Скажи, здесь, в Сан-Франциско, ты вместо того, чтобы гулять по городу, готовился к партиям?
– Конечно. К партиям нужно готовиться всегда...
– А твое общее впечатление от турнира?
– Вдохновителем всех трех турниров был Анатолий Мачульский. Я знаю его больше всех и дольше других. Он был чемпионом Украины среди юношей. Шахматист харьковской школы, ученик Мацкевича. Очень интересный и цепкий, с ним всегда было сложно играть, зато в жизни с ним необычайно легко. К сожалению, Толя не смог полностью реализовать свой талант. В Харькове у него не нашлось ни хороших тренеров, ни достойных конкурентов. Но когда началась перестройка, шахматные качества очень помогли ему в бизнесе. Однако победы отнимают очень много не только сил, но и нервов. Как в шахматах, так и в бизнесе.
И все-таки жалко, что Анатолий по-настоящему не преуспел в шахматах. Человек так их любит и настолько уважает своих шахматных друзей, с которыми когда-то играл, поэтому и приглашает всех нас. Ведь жизнь – это общение, а проиграл или выиграл партию – сейчас это почти ничего не значит.
– Возможно, это просто некая ностальгия?
– Не только ностальгия. Известно, что самые мощные и самые стойкие дружеские связи сохраняют одноклассники и однокурсники, особенно если среди них оказываются увлеченные общим делом люди близкого интеллектуального уровня. Такие сообщества держатся поразительно долго. Даже спустя годы все прекрасно понимают друг друга. Скажем, Толя блестяще играл в карты. У нас были не только шахматные короли, но и короли белота, среди которых особо выделялись Толя Мачульский и Гена Зайчик. За их поединками с увлечением наблюдала едва ли не половина турнира молодых мастеров! Как на стадионе! И получали удовольствие от игры, потому что это была игра необычайно высокого уровня. Они могли бы билеты продавать!..
* * *
По итогам напряженной борьбы, отличавшей гроссмейстерский турнир в Сан-Франциско, не оказалось проигравших, но, как и на всяком спортивном соревновании, были победители. Первое и второе места, набрав по пять очков из семи возможных, поделили шестикратная чемпионка США Ирина Круш и уже давно выступающий под турецким флагом экс-харьковчанин Михаил Гуревич. По регламенту турнира победители должны были сыграть между собой матч за первое место, но Ирина в этот день приболела, и решающий поединок за первое место на вилле Анатолия Мачульского было решено заменить блиц-турниром четырех.
Блиц так и не выявил единоличного победителя, поэтому главный приз турнира достался Михаилу Гуревичу. Поздравляем! А вот каковы результаты основного турнира:
3–5. Лев Альбурт (США), Аршак Петросян (Армения) и Адриан Михальчишин (Словения) – по 3,5 очка; 6. Евгений Свешников (Латвия) – 3; 7–8. Маша Клинова (Израиль) и Геннадий Зайчик (США) – по 2.