Магнус Карлсен (слева) заставлял соперников ошибаться на ровном месте. Фото с сайта организаторов турнира
В минувшее воскресенье завершилось крупнейшее шахматное событие сентября – четвертной матч-турнир, который на протяжении недели держал в напряжении шахматных болельщиков всего мира.
В этом соревновании, проходившем на берегах Миссисипи – в городе Сент-Луисе, приняли участие два сильнейших, согласно текущему рейтингу, шахматиста планеты – Магнус Карлсен и Левон Аронян, а также лидеры американской сборной Хикару Накамура и Гата Камский, входящие по неформальной табели о рангах в когорту сильнейших. Но поскольку претендент на шахматную корону норвежец Магнус Карлсен должен был скрывать от чемпиона мира Виши Ананда свои дебютные заготовки, шансы фаворита выиграть очередной супертурнир представлялись не бесспорными.
О скромной оценке спортивных перспектив молодого норвежца свидетельствовали и спринтерская дистанция супертурнира, и, как казалось, куда более высокая мотивированность его соперников. Для каждого из них победа в такого рода турнире явилась бы важной вехой в карьере, тогда как для Карлсена явилась лишь этапом подготовки к главному соревнованию года – ноябрьскому матчу за корону шахматного короля.
В первом круге лидировал Хикару Накамура, что называется, рвал и метал. Он не только одержал две победы на старте, но и с демонстративной агрессивностью начал свой поединок третьего тура против главного фаворита соревнования. Любопытно, что на эту важнейшую для себя партию «американский самурай» вышел в образе шахматного пирата, не снимал во время игры черных очков и даже черными фигурами заиграл с присущей ему лихостью (как принято говорить в спорте, «первым номером»), на что в поединках с Магнусом никто не решается. События развивались достаточно любопытно, а добытое Хикару в миттельшпиле лишнее качество хотя и не обещало американскому гроссмейстеру реальных шансов на победу, однако отлично символизировало серьезность его намерений.
Именно Накамура вышел победителем первого круга звездного соревнования, опережая Карлсена на пол-очка, а Ароняна – на целых полтора. Однако первый же тур второго круга вернул картине турнирного сражения достаточно привычный вид, который почти полностью соответствовал устоявшейся табели о рангах. Рискованная стратегия единоличного лидера турнира впервые дала сбой, а соперник Накамуры Левон Аронян с подчеркнутой аккуратностью опроверг не вполне корректную жертву вражеского коня и взял реванш за свой непостижимый промах в партии первого круга.
В результате перед последним туром сложилась весьма любопытная ситуация, в которой шансы на успех сохраняли сразу трое участников. Однако, чтобы получить возможность поспорить за победу в турнире и попытаться вырвать ее на тай-брейке в быстрые шахматы, Левону Ароняну необходимо было сначала обыграть Магнуса Карлсена в шахматы классические, что сделать черными фигурами чрезвычайно сложно. Но спустя три часа после начала заключительного тура именно этот сценарий начал представляться наиболее вероятным из всех возможных.
Великолепно проведя середину решающей партии, армянскому гроссмейстеру удалось добиться явного преимущества. Однако Магнус Карлсен славится тем, что почти никогда не допускает глупых невынужденных ошибок, более того, ему каким-то непостижимым образом удается балансировать, предоставляя противнику множество внешне заманчивых возможностей, ни одна из которых почему-то не приносит решающих выгод.
Такая манера ведения боя, весьма напоминающая игру 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова, не раз позволяла Карлсену выигрывать примерно равные или чуть лучшие для себя позиции, но на этот раз норвежскому гроссмейстеру удалось сотворить на доске настоящее чудо шахматной драматургии. Как иначе можно охарактеризовать неудачу одного из сильнейших шахматистов мира, проигравшего без явных, видимых невооруженным глазом ошибок лучшую для себя позицию?!
Болельщики лишились столь желанного тай-брейка, а Магнус Карлсен еще раз доказал свою удивительную способность заставлять соперников ошибаться буквально на ровном месте. Итак, на турнире победил сильнейший, подтвердив перед ноябрьским сражением за шахматную корону свой статус фаворита.