У старых добрых соседей всегда найдется повод поспорить. Тем более когда речь идет о Грузии и России. Эдуард Шеварднадзе на минувшей неделе принимал поздравления по поводу своего 75-летия, в том числе и от российского коллеги Владимира Путина. В это же самое время отношения между двумя странами приближались к окончательному тупику не только с точки зрения спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, заявившей об этом во время своего официального визита в Москву, но и с точки зрения реальных событий. Стало ясно, что кризис в российско-грузинских отношениях не зависит от времени года, как, например, панкисская проблема.
Москва по-прежнему ставит борьбу с терроризмом на первый план не только в двусторонних отношениях, но и в рамках всего международного сообщества. При этом Россия с уважением относится к суверенитету и территориальной целостности Грузии. Тбилиси, в свою очередь, не может понять, как в рамки этого уважения укладывается возобновление железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией и выдача жителям Абхазии российских паспортов. А потому вновь ставит под сомнение целесообразность продления мандата российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта. Но не только это смущает Тбилиси. Грузинская сторона выступает за изменение мандата миротворцев, в частности, за создание условий для возвращения беженцев и расширение зоны ответственности миротворцев в глубь территории Абхазии.
Россия же призывает решить абхазскую проблему на основе компромисса при сохранении территориальной целостности Грузии и обеспечении законных прав и интересов многонациональной Абхазии. Последнее, видимо, не очень устраивает Тбилиси, где считают, что экономический фактор остается единственным способом давления на Абхазию, и если там будет процветать экономика и туристический бизнес, то пропадет последний рычаг давления. А чтобы избежать отторжения Абхазии, Грузия активизирует свои отношения с НАТО.
Результатом всех этих противоречий стали рекомендации по политическому урегулированию конфликта в Абхазии, представленные Эдуарду Шеварднадзе Советом национальной безопасности Грузии. Ничего, кроме требований в адрес России по всем перечисленным пунктам, эти рекомендации не содержат. Поэтому в Тбилиси понимают, что российское руководство без особой радости встретит позицию Грузии по урегулированию конфликта, однако не теряют надежды убедить Москву, что этот план "входит в интересы России".
Наконец, о том, что аргументов политиков с обеих сторон явно недостаточно, говорят возобновившиеся разговоры о превентивных ударах по чеченским боевикам в Грузии и фактически неизбежном обострении обстановки на границе между двумя государствами с наступлением весны. Впрочем, сейчас время такое - воевать собирается вся планета.