В России начала работу делегация ПАСЕ во главе с лордом Фрэнком Джаддом. Он бывает в России и Чечне не менее двух раз в год - накануне сессий ПАСЕ. По итогам каждой поездки лорд готовит доклад, как правило, находящийся в центре внимания российской парламентской делегации, поскольку Чечня остается главной темой обсуждения в Страсбурге в части, касающейся России. С каждой новой сессией ПАСЕ докладчик фиксирует развитие событий по давно заявленным и интересующим его темам.
Видимо, не станет исключением и эта поездка. Как всегда, лорда будут интересовать проблема соблюдения прав человека в Чечне, прогресс в расследовании нашумевших дел о массовых убийствах, действия федеральной группировки, функционирование судов, положение беженцев, меры по политическому урегулированию чеченского кризиса и т.д.
Что касается последнего, то за три с лишним года контртеррористической операции мнение лорда Джадда проделало путь от безоговорочной поддержки идеи переговоров с Асланом Масхадовым до признания того, что урегулирование конфликта является делом всего чеченского и российского народа. Поэтому очевидно, что российская сторона первым делом ознакомит делегацию ПАСЕ с планами проведения референдума по Конституции Чечни. Поэтому же пресс-служба Аслана Масхадова выступила в преддверии нынешней поездки с заявлением, в котором не особо утруждала себя в выборе корректных оценок лорда. "Политическая рухлядь Европы", "продажный и опасно глупый", - таким с некоторых пор представляется лорд Джадд в окружении Масхадова.
В то же время одной из главных особенностей нынешней поездки стало то, что она первая после теракта в Театральном центре на Дубровке. В дни "Норд-Оста" сопредседатель рабочей группы "Дума-ПАСЕ" Дмитрий Рогозин заявил об отказе от участия в очередном заседании группы, поскольку лорд Джадд "никак не обозначил свою позицию по ситуации с заложниками в Москве". Кстати, лорд лишь спустя почти месяц после "Норд-Оста" признал наличие в Чечне исламских боевиков, их причастность к теракту и отсутствие у них интереса к политическому решению.
Тем не менее для чеченской политики Москвы наступивший год слишком важен, поэтому российская сторона будет доказывать лорду прогресс в деле политического урегулирования.