0
7180
Газета Кавказский хребет Интернет-версия

22.10.2002 00:00:00

"Чеченский кризис" - часть общего кризиса в стране

Тэги: чечня, кризис, осмаев


- Амин Ахмедович, давайте начнем с терминологии. Что такое, на ваш взгляд, "чеченский кризис"?

- В широком смысле слова - это понятие, отражающее конфликтные этапы российско-чеченских отношений. В узком смысле - процесс самоидентификации чеченского народа, вызванный крахом коммунистической идеологии, распадом Советского Союза и политикой российского руководства. В то же время он часть общего кризиса Российской Федерации. В его основе лежит сложный комплекс геополитических, социально-экономических, этнических, правовых проблем, в том числе многовековое подавление чеченского народа российским государством. Попытка волюнтаристским способом разрешить обострившиеся к началу 90-х годов противоречия привела к политическому конфликту, а затем к военным действиям.

- Какие факторы оказывают влияние на "чеченский кризис"?

- Международные, российские, региональные, чеченские. В процентном отношении я бы влияние этих факторов оценил следующим образом: международные - 70%, российские - 20%, региональные - 4%, чеченские - 6%. В конфликте, по иронии судьбы называемом "чеченским", мало что зависит от чеченцев. ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, НАТО, безусловно, могут прекратить войну в Чечне. Косово и Афганистан - наглядное подтверждение потенциала и эффективности совместных действий международных организаций при разрешении конфликтов. Но возможности международных организаций не используются потому, что в них доминируют группы влияния, заинтересованные в сохранении Чечни в качестве региона "управляемого конфликта" как одного из инструментов дальнейшего разрушения российского государства, превращения слабой России в сырьевой придаток транснационального капитала.

- В чем тогда причины неудач Кремля в разрешении кризиса?

- Они во многом являются следствием подмены государственной политики корпоративными интересами, стремления навести конституционный порядок неконституционными методами, отсутствия системного подхода и, самое главное, - отчуждения чеченского народа от власти и лишения его права решать собственную судьбу. Помимо этого сказывается непонимание особенностей формирования чеченского народа и его современной структуры. Чеченцы никогда не были подневольными людьми, у них отсутствует страх перед силой и богатством. Там, где начинается раб, холоп, лакей, там кончается чеченец. Кремлевские "чеченоведы" также допускают грубейшую ошибку, вольно или невольно повторяя в этом Джохара Дудаева. Они отождествляют чеченский народ с ичкерийцами и ичкерийской системой.

- Кто же в России заинтересован в сохранении напряженности в Чечне?

- Представители "криминальной" экономики, расхищающие бюджетные средства, направленные на восстановление республики, политиканы, прикрывающие Чечней собственные неблаговидные дела и провалы, коррумпированная часть военных, делающая на крови деньги и карьеру. Можно предположить, что благодаря именно их влиянию в республике не вводится чрезвычайное или военное положение, несмотря на катастрофическую ситуацию. При этом сами чеченцы слабо влияют на развитие ситуации. В первую очередь это объясняется могуществом сил, управляющих "чеченским кризисом". Другая причина - отсутствие единства даже у той части чеченского народа, которую принято называть "здоровыми силами" нации.

- Среди возможных сценариев урегулирования кризиса называют референдум о Конституции и выборы местных органов власти...

- Чеченскому народу они нужны больше, чем какому-либо другому народу РФ. Чечня без Конституции и избранных населением органов власти будет оставаться квазиреспубликой. Вместе с тем для проведения референдума и выборов необходимы соответствующие международному и российскому праву условия и гарантии обеспечения свободного и демократического волеизъявления. В Чечне в настоящее время они полностью отсутствуют. В республике идет вторая, похожая на геноцид война, и ежедневно в массовом порядке нарушаются права и свободы человека и гражданина, включая главное право - право на жизнь. Проведенные в такой обстановке референдум и выборы обречены превратиться в фарс. Они не будут признаны ни международным сообществом, ни чеченским народом. Чтобы предотвратить подобный сценарий развития событий, следует немедленно, при участии международных наблюдателей, заняться подготовкой необходимых условий для свободного волеизъявления граждан. В Москве должны осознать необходимость для республики переходного периода - управляемого процесса перевода жизни населения из состояния войны в сферу созидательной социально-экономической деятельности - сроком на 2-3 года и всерьез взяться за создание элементарных условий для организации выборов. А уже затем, после избрания законной власти, можно выносить на референдум любые вопросы, в том числе и о статусе республики. Задачи переходного периода состоят, во-первых, в обеспечении безопасности населения. Во-вторых, в восстановлении социально-экономической инфраструктуры и, в первую очередь, в обеспечении населения рабочими местами. В-третьих, в решении проблемы беженцев. В-четвертых, в создании механизма вовлечения в общественно-политический процесс третируемого воюющими сторонами "молчаливого" большинства чеченского народа. В-пятых, в организации международной коалиции по разрешению "чеченского кризиса". В-шестых, в организации конструктивного внутричеченского диалога и подготовке правовой базы для проведения свободных демократических выборов.

- А какой статус нужен Чечне?

- Необходимость особого статуса - объективная реальность. Кроме того, она имеет правовое обоснование в виде соглашения "Об основных принципах взаимоотношений между РФ и ЧР", подписанного председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным, полномочным представителем президента РФ в ЧР Олегом Лобовым и главой ЧР Доку Завгаевым 8 декабря 1995 года. В тексте этого документа четко зафиксировано положение: "Признать необходимость установления особого статуса ЧР в составе РФ". Вопрос заключается только в том, как скоро федеральный Центр, находящийся в политическом "цейтноте", поймет необходимость практических шагов в этом направлении. У руководства России не очень богатый выбор вариантов. Или с согласия Кремля ЧР будет иметь особый статус в составе России, или по плану Бжезинского она станет независимым государством. В роли гаранта особого статуса должно выступить международное сообщество. 11 лет перманентной войны подорвало доверие большинства населения республики, в том числе и "пророссийских" чеченцев, к федеральному Центру. Поэтому "чеченский кризис" - это кризис доверия к России как демократическому федеративному правовому государству. Не менее очевидно и другое - ичкерийская власть, превратившая республику в анклав терроризма и работорговли, представляет смертельную опасность не только для чеченцев, но и соседних народов.

- Тем не менее под политическим урегулированием чаще всего понимаются переговоры. Кто должен быть их участником?

- Международные организации (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и другие), Российская Федерация и представители народа Чеченской Республики. Что касается чеченских переговорщиков, то их состав должен формироваться из общественно-политических сил и авторитетных людей, не запятнавших себя преступлениями против человечности и твердо стоящих на принципах мира, законности и порядка. Таких людей в Чечне и за ее пределами немало. Однако Кремль предпочитает их не замечать, используя в своих целях одиозные фигуры. Запад также совершает ошибку, апеллируя к мнимой легитимности Масхадова. Ни он, ни его предшественник Дудаев никогда не считались не только с международным правом, но и с собственными законами. Они являются одними из главных организаторов чеченской трагедии. У Масхадова столько же оснований представлять на переговорах чеченский народ, сколько прав у палача представлять на суде свою жертву. Не стоит забывать и о том, что в "матрешке" Масхадова находятся Басаев, Яндарбиев, Удугов и прочие апологеты ваххабизма.

Главное для России - не геостратегическое положение Чечни, не чеченская нефть. Вопрос заключается в том, что основные причины дезинтеграции Российского государства не устранены, удалось лишь уменьшить скорость его распада. Выход Чечни из состава России грозит ей новыми потрясениями, а кремлевскому руководству - политическим крахом. Результаты разрушительной шестилетней деятельности режимов Дудаева-Масхадова во взаимоотношениях с Россией очевидны. В то же время историческая судьба чеченцев неразрывно связана с русским и другими российскими народами. Значение этих связей не только не уменьшилось, а неизмеримо возросло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1277
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
813
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
575
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
808

Другие новости