Перепись населения официально стартует через несколько дней. В высокогорных районах Северного Кавказа и в Сибири она началась еще летом: осенью в такие районы уже не добраться. После того как ученые Российской академии наук безуспешно пытались обратить внимание властей на недостатки предстоящей акции, связанной с тем, что переписная кампания пройдет не только конфиденциально, но и анонимно, остается только ждать, какие задачи ей удастся решить и какие новые проблемы еще предстоит решать многонациональным республикам. Анонимность означает, что объективного подсчета не будет - опрашиваемые могут внести удобные им данные. Конфиденциальность данных только укрепляет такие прогнозы.
В условиях национальных окраин России и республик Северного Кавказа это может привести к непредсказуемым результатам, так как властные полномочия в этих регионах за почти полтора десятка лет, а то и раньше - в советское время, худо-бедно, но отрегулированы и распределены в соответствии с пропорциональной численностью народов. В особенности это касается Дагестана, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Россия, следуя международным обязательствам, не только исключила пятую графу из новых паспортов, но и не установила обязательности фиксации национальной принадлежности в опросных листах.
Отсутствие информации, вернее, точных статистических данных по этой графе, делает бессмысленным, например, такой институт коллективного президента, как Госсовет Дагестана, состоящий из 14 титульных народов. Как быть с местным избирательным законодательством, которое предусматривает избрание депутатов по национальным округам в соответствии с пропорциональной численностью тех же 14 народов? Ждать ли новых всплесков недовольства национальных меньшинств в Карачаево-Черкесии, где, как и во всех республиках Северного Кавказа, основное и порою единственное внимание уделяется именно национальной принадлежности обремененного властью?
Несмотря на то что в целом по стране местное законодательство в основном приведено в соответствие с федеральным, в Дагестане продолжают действовать законы, защищающие еще и коллективные права народов, тогда как в российских приоритет отдан правам личности. Изменить такой подход местных властей Кремлю вряд ли удастся. Да и не нужно. Иначе придется вернуться к административным методам руководства. Но и во времена их процветания при расстановке кадров сверху принцип национального представительства во властных структурах был священной коровой - свидетельством правильной кадровой политики. Правда, осуществлялось это по воле и видению начальствующих чинов.
В такой ситуации кажется маловероятным, что на местах позволят себе растеряться перед образовавшейся брешью в статистике. Слишком дорого это обойдется и для стабильности республик, и слишком большими трудностями для властей предержащих. А значит, необходимые цифры должны найтись. Как это делается и откуда они возьмутся - не так уж важно. Главное, что предстоящая Всероссийская перепись населения не может быть источником данных об этносах - такая задача ей не ставится изначально.