Иногда на "развалах" националистической литературы и периодики можно увидеть газету "Русская фаланга", именуемую еще в подзаголовке "Свято-русский вестник". На первой странице этого издания изображен двуглавый орел и помещен призыв "За Русь Святую!". Скорее всего человек, не сильно разбирающийся в специфике существования многообразных националистических движений, примет "Русскую фалангу" за еще одну православно-фундаменталистскую газету. И он сильно ошибется - газета является печатным органом одноименной организации, охарактеризованной ее руководителями как "движение русских ортодоксальных католиков".
Организация "Русская фаланга" объединяет радикальных русских националистов, исповедующих католицизм. Здесь все, как у православных националистов: монархизм, национализм, нелюбовь к либерализму, коммунизму и масонству, но при этом еще и ориентация на Папский престол. Критикуя либеральный Запад, фалангисты в то же время восхваляют Запад средневековый - католический, монархический и сословный. Русских призывают обратиться лицом именно к такому Западу, который русские католики надеются возродить. А Католическая Церковь объявлена "альтернативой евразийству". "┘Приезд Папы Римского Иоанна Павла II, - утверждает "Русская фаланга", - представляется глубоко провиденциальным. Именно сейчас, когда только что в России была озвучена идея евразийства, которую можно назвать политической ересью, приезд Папы становится напоминанием всем русским людям об их европейскости и христианстве".
"Фалангистам" довольно сложно приписать враждебность к православию, напротив, о нем они (в отличие от протестантизма, не говоря уже о нехристианских конфессиях) отзываются весьма уважительно. Русским вовсе не предлагается отказаться от православия, но их призывают избавиться от неприязни к католичеству. Православным традиционалистам напоминают о нелюбви масонов к Римско-Католической Церкви и предлагают задуматься над тем, кому выгодно обличение католичества. Не обойдена тема визита Папы Римского на Украину. "Фалангисты" мягко укоряют православных критиков и обращают их внимание на то, что Патриарх Алексий посетил в свое время чисто католические страны: Австрию, Литву и Польшу. Однако крупномасштабной полемики все же не наблюдается.
"Фаланга" пытается пропагандировать ультраправые идеи католических консерваторов (в том числе и отечественных, таких, как князь-иезуит Иван Гагарин) и с их деятельностью в прошлом и настоящем. Впрочем, в газете широко представлены и классические русские консерваторы: Леонтьев, Тихомиров, Победоносцев.
Для "фалангистов" характерно трепетное отношение к европейским праворадикальным течениям 20-40-х годов XX века. Характерно, что "Русская фаланга" была основана 20 ноября 1998 года - в день смерти лидера испанского фашизма ("фалангизма") Хосе Антонио Примо де Ривера и испанского диктатора Франсциско Франко. В газете даже опубликованы литания и молитва "святому генералу" Франциско Франко Баамонде. По уверению редакции, на публикацию было получено благословение от католического священника, имя которого она решила не называть.
При этом выступая за восстановление средневековой цивилизации, "Фаланга" в то же время вполне усвоила вождизм и корпоративизм. "Фалангисты" вообще не лишены живейшего интереса к современности, хотя и уделяют большое внимание событиям и персоналиям далекого прошлого (среди них Жанна д"Арк, Савонарола, Мария Стюарт, Томас Мор, Павел I). Они крайне отрицательно относятся к российской демократии и российскому же коммунизму, считая их единым оккультно-политическим явлением. Вот характерное утверждение: "Власть предержащие настойчиво предлагают заменить красного идола на золотого тельца. Однако будучи не уверенными в том, что русский народ все же пойдет за ними служить маммоне, держат "красного дракона" про запас. Только этим можно объяснить лояльное отношение властей к существованию и активной политической деятельности различных коммунистических и прокоммунистических партий и движений".
"Фалангисты" готовы к самому тесному сотрудничеству с православно-националистическими движениями. И это, как ни странно, удается. Так, в газете "Царский опричник" в обосновании сотрудничества с "фалангистами" опубликована статья "К вопросу о "латинстве" в опричнине", в которой напоминается об активном участии в опричной организации немцев-католиков.
Лидером организации является молодой публицист Игорь Лавриненко. Помимо политики он подвизается на поприще литературы. Его перу принадлежит роман "Чаша Добра", написанный в популярном ныне жанре "фэнтези". Кроме того, Лавриненко является автором нескольких детских рассказов и сказок, опубликованных в российских католических изданиях. В своих сочинениях и памфлетах он не боится эпатажа и новаторства, что не всегда воспринимается адекватно. Но у автора при этом и в мыслях нет идеи оскорбления христианских ценностей. По собственному же его признанию, он задействовал практику юродства, которое, как известно, предусматривает так называемую сакральную провокацию, призванную взорвать теплохладность верующих. На многих православных фундаменталистов это действует крайне раздражающе.
Пример "Русской фаланги" еще раз демонстрирует нам, насколько запутана и неоднозначна религиозная да и политическая ситуация в современной России.