Екатерина Ираги у стенда своей галереи на Drawing Now.
Конец марта в Париже выдался настолько богатым на выставки и ярмарки, что прибывшие в столицу Франции журналисты, искусствоведы и коллекционеры прошли настоящую проверку на физическую выносливость.
С 22 по 26 марта в Пале-Броньяр прошел 26-й салон рисунка (Salon du Dessin) – главное европейское мероприятие, на котором любители ручной авторской графики могут найти для своих собраний действительно уникальные экземпляры. Салон берет качеством: всего 39 галерей, но работы с XVI по XX век, исполненные карандашом, сангиной, акварелью и пастелью заставят надолго задержаться у стендов. Как и в большинстве подобных европейских ярмарок, преимущество у хозяев. Больше половины участников – французские галеристы, около 40% принадлежит иностранцам, к которым в этом году присоединились экспоненты из Китая.
School Gallery Paris продает портрет Венсана Касселя работы KONRAD. |
Со старинным рисунком, с одной стороны, проще, чем с живописью, но с другой, не так много коллекционеров решаются украшать им стены своей квартиры на долгое время, уж в летний период точно. Губительное воздействие света, выцветающие пигменты заставляют охотников за хрупким искусством хранить свои сокровища в папках. Зато места графика занимает гораздо меньше, чем живопись, и что немаловажно – дешевле своего «большого брата».
Салон рисунка прошел с большим успехом, на 4% возросло количество посетителей, так за шесть дней работы (включая первый) посмотреть и приобрести рисунки старых мастеров пришли 13 тыс. Бертран Готье, один из устроителей, отметил возвращение в салон многих иностранных коллекционеров, особенно американцев.
Цены на выставленные листы варьируются в основном от 1000 до 500 тыс. евро, а в пределах до 100 тыс. евро можно купить первоклассные вещи. Первые имена, конечно, обойдутся дороже, но если не хватает денег на живописного Буше, его не менее прекрасный рисунок в три цвета «Обнаженная купальщица» обойдется в 185 тыс. евро. (Подобные вещи XVIII века сейчас показывают в Пти Пале в рамках выставки «От Ватто до Давида. Собрание Джеффри Хорвица»). Эскиз Пьера Боннарак его же литографии «Семейная сцена» оценен в 380 тыс. евро (все – у галереи Jean-Luc Baroni). Из других работ, цены на которые уже сопоставимы с живописными работами некоторых мастеров, колористический этюд «Ритмический цвет № 1444» Сони Делоне, по последним сведениям, уже продан более чем за 100 тыс. евро (удача улыбнулась Galerie de la Presidence), Гюстав Моро и его мечтательный «Персидский поэт» стоит 500–600 тыс. евро (галерея Talabardon et Gautier), а за провокационную «Женщину и цветы» Пабло Пикассо галерея Reginart Collections просит 350 тыс. евро.
Салон рисунка (Salon du Dessin) – главное европейское мероприятие для коллекционеров старинной авторской графики. Фото Любови Пуликовой |
Не менее интересная, но более доступная для любителей графики «Голова Полишинеля» Джино Северини на стенде Damien Boquet стоит 40 тыс. евро. Эта работа 1922–1923 годов, эскиз к полотну Северини «Два Полишинеля», находящемуся в Гаагском музее.
Неожиданно обнаженным и воинственно настроенным изобразил «Св. Франциска Ассизского» Жан-Огюст-Доминик Энгр. Столь необычная работа оценена в 40 тыс. евро (галерея de Bayser). Русских художников на стендах участников представитель «НГ» не заметил, но все-таки обнаружил нежную акварель «Вид на Спасскую башню от собора Василия Блаженного», исполненную Эдуардом Гертнером во время его путешествия в Москву в 1837 году. Галерея Arnoldi-Livie согласна расстаться с работой за 65 тыс. евро.
Не забывают организаторы салона и о некоммерческих проектах. В 2017 году Музей Жироде в Монтаржи создал интересную экспозицию: эскизы французского художника-неоклассициста Анн-Луи Жироде-Триозона (1767–1824). Все эти многочисленные наброски руки, лица, драпировки были подготовительной работой над масштабной картиной «Сцена во время Всемирного потопа» 1806 года. К собранию музея Монтаржи добавили еще один рисунок Жироде-Триозона – эскиз драпировки (из Музея Нанта), который стал символом Салона рисунка 2017 года и появился везде – от приглашений до рекламных плакатов.
Мечтательный «Персидский поэт» Гюстава Моро оценен в 500-600 тыс. евро. Изображение Salon du Dessin/Talabardon et Gautier |
Салон современного рисунка Drawing Now прошел в помещении Карро-дю-Тампль в то же время, с 22 по 26 марта. Участников здесь почти в два раза больше (заявлены 72 галереи из 16 стран), есть даже достаточно редкие экспоненты из Бразилии и Кении. Сюда следует идти за современными мастерами графики, которые представлены по вполне демократичным ценам.
Drawing Now – хорошая проверка вкуса и прозорливости коллекционеров, ведь сейчас у них есть шанс угадать, какой художник впоследствии прославится и чьи работы вырастут в цене. А если рисунки и не подорожают значительно, то помочь молодому художнику и украсить свой интерьер понравившейся работой есть возможность у всех посетителей.
В первый открытый день работы Drawing Now был выбран победитель премии в области современного рисунка. В члены жюри входят хранители крупнейших музейных графических коллекций, коллекционеры, эксперты со всего мира. Фонд Даниэля и Флоранс Герлен, отмечающий в этом году свое 10-летие, отдал приз в 15 тыс. евро румынскому художнику Чиприану Муресану. Помимо денежного приза, одна из работ победителя будет предложена в кабинет графики Государственного музея современного искусства (часть культурного Центра Жоржа Помпиду). Кстати, два года назад на премию номинировался наш Павел Пепперштейн.
Интересный тренд Салона современного рисунка: многие авторы сознательно повторяют фотографию, кадры из фильма, но делают это настолько виртуозно, что глаза долго не могут поверить всем этим линиям, хорошо различимым вблизи и исчезающим, стоит сделать шаг назад.
Так, на стенде галереи DuKan актриса Джин Сиберг плачет на кадрах из фильма «Здравствуй, грусть!»; серия из 15 картин Томаса Леви-Лаша посвящена разгульной домашней вечеринке (впрочем, галерея Backslash продает и по одной работе за 800–100 евро). Двухчастная работа Luna венгерского художника Тибора Иски Кокшиса изображает неровную каменистую поверхность спутника Земли.
Как пояснили «НГ» в галерее Viltin, эту работу Кокшис делал для проекта 2012 года, посвященного лунной поверхности. Ему интересно исследовать историю человечества и историю искусства, а на примере Луны он может позволить себе соединить и то, и другое (в качестве своего предшественника – исследователя лунного света он вспоминает о Каспаре Давиде Фридрихе) и оценить получившийся результат в 14 тыс. евро.
Эдуард Гертнер «Вид на Спасскую башню от собора Василия Блаженного» на стенде Arnoldi-Livie. Фото Любови Пуликовой |
Другой хит – портрет актера Венсана Касселя (25 тыс. евро), созданный художником, известным под псевдонимом KONRAD (1970). Масштабный портрет, написанный шариковой синей ручкой, завораживал посетителей глубиной проработок: поры, волосы – все было выписано настолько реалистично, что казалось, это просто распечатанный постер. Галерея School Gallery Paris к вопросам была готова и показала фотографии процесса написания картины, который, к слову, занял шесть месяцев.
Вообще на Drawing Now было достаточно много портретов, как обычных, так и концептуальных. В область художественных исканий современных мастеров входят обнаженная натура, цветы, архитектурные мотивы, геометрические композиции.
Единственным представителем от России стала московская галерея Екатерины Ираги (Galerie Iragui). На ее стенде выделялись рисунки Аркадия Насонова, Виктора Пригова, Сергея Ануфриева, Олега Котельникова, Виктора Пивоварова. Работы последнего находились в «диалоге» с произведениями его сына – Павла Пепперштейна, который был представлен также серией рисунков из проекта «Охотники за мраморными головами».
Галерея Ираги активно помогает российским художникам стать частью международного художественного сообщества, представляя их на мировой арт-сцене. До Drawing Now в Париже Екатерина Ираги показывала работы отечественных мастеров на ярмарке Art Dubai 2017.
Цены на произведения колеблются в диапазоне от 800 до 8000 евро, что делает их чрезвычайно привлекательными для коллекционеров современного рисунка со всего мира.
Париж–Москва