На фото якутский режиссер Валентин Макаров (приз зрительских симпатий за фильм "Кэрэл. Невидимая красота"). Фото Юрия Феклистова
Фестиваль кинематографичес
Со временем фестиваль ужался в сроках, количестве гостей, разудалому веселью и финансированию, но не потерял главное – свою публику, которая постепенно приучилась смотреть сложные фильмы, без глянцевых приманок и непременного участия популярных киноартистов.
Немаловажно, что в Ханты-Мансийске не обойден вниманием ни один потенциальный зритель. Для показов в рамках фестиваля блокбастеров «Викинг» и «Притяжение» было установлено специальное оборудование с тифлопереводом, приглашены волонтеры для помощи людям с ограниченными возможностями. Тут в кино с радостью ходят все.
Два конкурса дебютов, международный и российский, дают достаточно широкую панораму, позволяющую понять и оценить перспективы будущего кинематографа.
Эхо «Духа огня» отозвалось и в Москве, почти вся программа была представлена в Центре документального кино, где была возможность пообщаться с авторами картин.
Сергей Соловьев вручает
памятный приз Ольге Бодровой, дочери Сергея Бодрова-мл. Фото Юрия Феклистова |
Режиссер Марсилу Феликс из Португалии, участник международного конкурса, оказался самым радикальным дебютантом. Его «Трясина», где эксперименты с изображением, словом и звуком, безусловно, дают простор для размышлений о природе кинематографа, тем не менее, стала непростым испытанием даже для подготовленных киноманов. Но не меньше, чем белоснежным снегом, тайгой, современными зданиями и огнями Ханты-Мансийска он был поражен именно зрителями и работами коллег: «Качество фильмов международного конкурса очень вдохновляет. Приятно удивило, что публика уже привыкла к экспериментальны
Якутский режиссер Костас Марсан, чей социальный детектив «Мой убийца» победил в конкурсе российских дебютов, говорит: «Российская программа была для меня чем-то вроде большого образовательного мастер-класса. Мне было интересно понять профессиональные секреты - монтажные ходы, сюжетные повороты, неожиданные ракурсы».
Приз зрителей «Цветы таежной надежды» тоже достался якутскому фильму – музыкальной мелодраме Ильи Портнягина и Валентина Макарова «Кэрэл. Невидимая красота».
Кинематограф Якутии победно вырывается вперед, благодаря азарту и увлеченности, с которой молодые режиссеры создают фильмы для своих зрителей. Несмотря на мизерные бюджеты и недостаточную порой профессиональную подготовку, стимул расти, развиваться и побеждать у них есть – практически все, что они снимают, тут же выходит в прокат и делает хорошие сборы. Недаром в Якутии не сильно сокрушались, что у них из-за отказа директоров кинотеатров увеличить число сеансов «Викинга», так и не показали нашумевший голливудский «Ла-Ла-лэнд». У якутской аудитории свои любимцы - Вячеслав Лавернов и Айталина Лавернова, молодые актеры Саха театра, красивая пара, муж и жена, сыгравшие главные роли в якутских хитах «Кэрэл. Невидимая красота» и «Мой убийца».
Фото Юрия Феклистова |
Российскую программу оценивало специальное жюри - Триумвират режиссеров, в которое вошли Андрей Кравчук, Юрий Быков, Михаил Брашинский. Их мнение: «Много желания сделать правильно, мало смелости сделать так, как считаешь нужным. Нет даже проблесков социального проблемного кино. Режиссеры почти не интересуются тем, что вокруг, больше занимаются собой, находясь в собственном ваккууме, изучают себя. Нет подлинной страсти, а без нее невозможно увлечь других».
А сами начинающие много говорили о том, как сложно найти поддержку и как трудно сегодня прорваться к зрителям с дебютным фильмом, Большинство участников, кстати, создавали свои первые фильмы без госфинансировани
Якутский режиссер Костас Марсан -
приз "Золотая тайга" от жюри российского конкурса за фильм "Мой убийца". Фото Юрия Феклистова |
«Режиссерам сегодня труднее быть замеченными», - уверен сербский киноклассик Желимир Жилник, член большого жюри. Международный конкурс он оценил высоко: «Программа была очень сильной, я задавался вопросом: действительно ли эти фильмы дебютные для этих режиссеров? Потому что они сумели создать совершенно зрелые работы. Убежден, что кинематограф одно из самых актуальных и действенных средств, чтобы заниматься критикой общества и показывать жизненные проблемы отдельного человека».
Удивительно мощным произведением без всяких скидок на дебют оказался, по мнению основного жюри и жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, польский фильм «Последняя семья». С безукоризненной документальной точностью 32-летний Ян П.Матушиньский воссоздает историю семьи выдающегося польского художника Здсислава Бексинского в гениальном исполнении Анджея Северина, одного из любимых артистов Анджея Вайды. Глубоко проникает в психологию незаурядных творческих людей, связанных семейным родством и замкнутых в душной атмосфере тесной панельной многоэтажки на варшавской окраине в годы застоя в социалистической Польше.
Юлия Ауг (приз им.А.Абдулова
за лучшую женскую роль в российском конкурсе). Фото Юрия Феклистова |
Не нашел отклика у жюри, но обрел Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков французский режиссер Жером Ребо за дебют «Дни Франции», который сразу после показа в Ханты-Мансийске вышел во французский прокат. Название намеренно повторяет название известного консервативного журнала. В сочетании с новым приложением в смартфоне для встреч среди геев, которым пользуются герои фильма, возникает ироническое противопоставлен
Александр Сокуров
(приз Президента фестиваля за "создание уникальной школы кинематографического искусства"). Фото Юрия Феклистова |
Главный приз «Золотая тайга» получил «Алмазный остров», большая международная копродукция Камбоджи, Франции, Катара, Таиланда и Германии.
Дебютант Дэви Шу очень умело, внятно, красиво и трогательно рассказал историю нищих камбоджийских подростков и молодых парней, вынужденных за гроши работать на стройке района для богатых. «Алмазный остров», в который вложен рабский труд - это их неосуществимая мечта о благополучной, счастливой жизни среди процветающей знати.
Для Бора, главного героя фильма, дни проведенные на Алмазном острове стали воспоминанием о потерянной любви ради призрачного благополучия.
Универсальная, повсюду понятная история. Подобный фильм мог бы появиться где угодно, у нас в том числе. Скажем, про гастарбайтера, который возводит Москва-Сити, живет в лачуге вместе с такими же как он. Почему у нас такое кино не снимают – открытый вопрос.
СПИСОК ПРИЗЕРОВ
ПРИЗЫ ФИЛЬМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА:
Главный приз XV междунар
— «Алмазный остров» (Diamond Island), Дэви Шу (Davy Chou), Камбоджа-Франция
Приз «Серебряная тайга» за лучший дебютный фильм (и премия в размере триста тысяч рублей):
— «Последняя сем
Приз «Бронзовая тайга» за лучший дебютный фильм (и премия в размере сто тысяч рублей):
— «В последние д
Специальный приз жюри:
— «Недолгая остановка» (Short Stay), Тед Фендт (Ted Fendt), США
Жюри международного конкурса: Павел Чухрай (председатель), лауреат «Золотого медведя» Берлинале Желимир Жилник (Сербия), лауреат «Золотого леопарда» Локарно Милагрос Мументалер (Аргентина), Чжан Синьи (Китай).
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «СЛОН»:
— «Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский (Jan.P.Matuszyns
— Диплом: «Дни Франции» (Jours de France), Жером Ребо (Jérôme Reybaud), Франция (с формулировкой: «Фильму занимающему уникальное положение на перекрестке чувственности культуры модернизма и комизма современной жизни».
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ФИЛЬМАМ КОНКУРСА РОССИЙСКИХ ДЕБЮТОВ
Приз зрительских симпатий «Золотая тайга» (на церемонии вручался почетным гостем Леонидом Якубовичем):
— «Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин
Приз жюри режиссерского триумвирата «Цветы Таежной надежды»:
— «Мой убийца», Костас Марсан
В «Режиссерский триумвират» вошли: Андрей Кравчук, Юрий Быков, Михаил Брашинский
Приз генерального партнера Кинофестиваля компании «Газпром-нефть» - «За сохранение культурных традиций»
— «Софичка», реж. Кира Коваленко
Приз имени Павла Лебешева гильдии кинооператоров «За лучшую операторскую работу» (Председатель — президент Гильдии, народный артист России кинооператор Игорь Клебанов):
— Миндия Эсадзе (оператор фильма «Красный», реж. Николай Саркисов)
Призы имени Александра Абдулова «За лучшую женскую и лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» [В актерское жюри вошли Игорь Золотовицкий (председатель), Анна Михалкова и Александр Пашутин]:
— Лучшая мужская роль: Вячеслав Лавернов («Мой убийца», Костас Марсан)
— Лучшая женская роль: Юлия Ауг («Прикосновение ветра», Елена Демидова, Ольга Веремеева)
— Специальное упоминание актерского жюри: Валентин Макаров («Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин)
Приз Президентского совета «Золотая тайга - короткий метр»:
— «Добрый день», реж. Ольга Дибцева, МШК (мастерская А.Попогребского и Б.Хлебникова), 8 минут, 2016
Приз прессы за лучший короткометражный дебют «Серебряная тайга»:
— «Стробоскоп», реж. Евгения Дуплякина, ВКСиР (мастерская В.И.Хотиненко, П.К.Фенченко, П.К.Финна), 13 минут, 2017
Приз музыкального жюри (председатель — композитор Александр Журбин).
— «Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин
ПОЧЕТНЫЕ ПРИЗЫ ПРЕЗИДЕНТА ФЕСТИВАЛЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СОЛОВЬЕВА:
— «Золотая тайга» Александру Николаевичу Сокурову с формулировкой:
«Мастеру, создавшему свою уникальную школу кинематографичес
— «Золотая тайга» Алексею Благовестнову с формулировкой:
«За серию скульптурных композиций, определивших монументальный вечный взгляд на кинематографичес
— «Золотая тайга» Сергею Бодрову (младшему) с формулировкой:
«Кинорежиссеру, актеру, ставшему создателем образа современного молодого человека, вызвавшего абсолютную любовь и абсолютное доверие зрителя»
Приз получила дочь Сергея Бодрова — Ольга Бодрова
Ханты-Мансийск - Москва