Масштабная инсталляция «Списки Гранд-Орню» посвящена памяти бельгийских шахтеров. Фото J.Elechiguerra/El Instante Fundacion
Кристиан Болтански, как известно, работает с темой памяти – личной и коллективной, и с памятью о Холокосте. Из фотографий, старых вещей он строит инсталляции, которые зритель проживает во времени и пространстве (напомним, его работы показывали и в Москве, и здесь в 2005 году, в рамках I Московской биеннале современного искусства он сделал запоминающуюся выставку «Призраки Одессы» в Музее архитектуры, вспоминая, в частности, и о своих предках, уехавших из этого города. А экспозицию жены французского классика Аннет Мессаже в 2010-м устроил фонд культуры «Екатерина»). «Списки Гранд-Орню» (от фр. registres – «реестры», но слово это более казенное) он создал в 1997-м для бывших угольных шахт Гранд-Орню в Бельгии, места неподалеку от Монса, комплекса поры индустриальной революции, возведенного в 1810–1830 годах. В 2012-м этот городок был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а за 10 лет до того здесь открылся Музей современных искусств, в коллекции которого и хранится инсталляция Болтански. Сейчас ее привезли в Мадрид, в фонд El Instante, предоставляющий площадку для разных выставок.
По пандусу вы поднимаетесь к закрытой двери, за ней – огромный темный холодный зал, вдоль одной из его стен гигантскими рядами (40 с лишним метров в длину и 4 метров высотой) один на другом стоят маленькие железные коробки. «Списки» Болтанского посвящены жителям Гранд-Орню, вернее, памяти о них. Он пишет, что, не зная о них ничего, считал несправедливым просто говорить о тысячах шахтеров и должен был назвать этих людей, хотя бы на время вернув из забвения. Ржавые жестяные ящики можно сравнить и с коробочками, куда дети прячут свои «сокровища», и с колумбарием. Сравнение страшное. Идя мимо них, читая имена и, где есть, видя черно-белые фотопортреты, память и забвение вы проживаете двояко – всех имен, включая поименованных так высоко, что не разглядеть, не прочесть. Но назвать нужно. Как художник Болтански задает вопросы – говоря порой о затрудненности воспоминания, он показывает его необходимость.
Мадрид–Москва